Теория музыки


Тео́рия му́зыки — общее обозначение комплекса дисциплин (учебных и научных) музыковедения, занимающихся теоретическими аспектами музыки.

Важнейшие научные и учебные дисциплины: гармония, полифония, анализ музыкальных форм, сольфеджио, инструментоведение, оркестровка, композиция. К теории музыки также относят ритмику (научную дисциплину, занимающуюся изучением метра и ритма), а также различные учебные курсы, не имеющие всеобщего (общепризнанного) характера, например, «Музыкально-теоретические системы». Теоретические положения о музыке, изложенные в упрощённой форме, носят название элементарной теории музыки (часто сокращённо: ЭТМ). Популярные в России пособия по элементарной теории музыки И. В. Способина, В. А. Вахромеева и Г. А. Фридкина, написанные ещё в 1950-х годах, ориентированы на классико-романтическую эпоху (XVIII—XIX века) и не содержат теории старинной (в том числе, церковной) и авангардной музыки.

Несколько сохранившихся шумерских и аккадских глиняных табличек уже содержат музыкальную теорию, в основном списки интервалов и мелодий. Учёный Сэм Мирелман убеждён, что самые ранние из этих текстов датируются до 1500 г. до н. э., это на тысячелетие раньше, чем сохранившиеся свидетельства о музыкальной деятельности каких-либо других культур. Все найденные месопотамские тексты [о музыке] объединены использованием терминологии музыки, которая, согласно приблизительной датировке текстов, использовалась более 1000 лет.

В средние века (например, у Якоба Льежского, XIV век) различали «теоретическую музыку» (лат. musica theorica), иначе «созерцательную музыку» (лат. musica speculativa), и «практическую музыку» (лат. musica practica)[1]. Под теоретической (или созерцательной) имелось в виду пифагорейское учение, направленное на познание «разумных оснований» (rationes) любой музыки, а именно «музыкальных» числовых отношений[2]. Идеальным примером «музыканта-теоретика» (musicus theoricus) в трудах средневековых и ренессансных учёных служил Боэций. Под «практической музыкой» подразумевалась (также с XIV века) теория музыки примерно в том смысле, как она понимается в ЭТМ XX века. В качестве первого «музыканта-практика» (musicus practicus) обычно выступал Гвидо Аретинский. Метод познания в практической музыке можно описать как эмпирический. В его основу были положены наблюдения над практикой музицирования (пения, позднее игры на инструментах), без осмысления «разумных оснований» звучащей музыки: