Теория нарушения ожиданий


Теория нарушения ожиданий — теория коммуникации, которая анализирует, как люди реагируют на непредвиденные нарушения социальных норм и ожиданий. [1] Теория была разработана Джуди К. Бергун в конце 1970-х годов. Первоначально, Бергун анализировала ожидания людей в отношении личной дистанции при общении с другим человеком, а также как нарушение такой дистанции соотносится с отношением к конкретному человеку [2] В 1980-х и 1990-х имела название «теория нарушения невербальных ожиданий» и основывалась на исследованиях Бергун о проксемике.

Теория рассматривает общение как обмен поведениями, где поведение одного человека может нарушить ожидания другого. Участники общения могут воспринимать такой обмен как положительно, так и отрицательно, в зависимости от существующих личных отношений или того, насколько благосклонно воспринимается подобное нарушение. [1][3]Нарушение ожиданий приводит к так называемому «возбуждению» и побуждает «получателя» дать когнитивную оценку нарушению. [4] Теория гласит, что ожидания влияют на результат коммуникационного взаимодействия как положительно, так и отрицательно - положительные нарушения увеличивают привлекательность нарушителя, а отрицательные нарушения её уменьшают. [1]

Помимо проксемики и изучения того, как люди интерпретируют нарушения в различных коммуникативных контекстах, теория нарушения ожиданий также даёт конкретные прогнозы относительно реакции индивидуумов на эти нарушения: либо он отвечает взаимностью и перестраивают своё поведение соответственно, либо уравновешивает такое нарушение и противодействует ему.[5]

Теория нарушений ожиданий рассматривает три компонента в ситуациях межличностного общения: ожидания, валентность вознаграждения коммуникатора и валентность нарушения.[6]

Ожидание - это то, чего ожидает человек в конкретной ситуации. Ожидания в основном основаны на социальных нормах, специфических особенностях и идиосинкразии (психологической несовместимости) коммуникаторов.[7]

Бергун (1978) отмечает, что люди не считают поведение других людей случайным. Скорее, у них разные ожидания относительно того, о чём должны думать люди и как должны вести себя. Теория нарушения ожиданий делает предположение, что наблюдение и взаимодействие с другими людьми приводят к формированию ожиданий. Существует два типа ожиданий: предсказывающие и предписывающие. [8] Предсказывающие ожидания - это «поведение, которое мы ожидаем увидеть, потому что оно самое распространённое» (Houser, 2005), и они отличаются в разных культурах. Предписывающие ожидания основаны на «убеждениях о том, как следует себя вести» и «что необходимо и желательно» (Houser, 2005).