Теория организации отрасли


Теория организации отрасли (англ. industrial organization), или теория отраслевых рынков — раздел экономической теории, который изучает закономерности функционирования рынков и поведения фирм на них. Предмет теории организации отрасли во многом совпадает с предметом микроэкономики. При этом теорию организации отрасли рассматривают в качестве отдельной дисциплины, так как она изучает те же самые вопросы углубленно, не ограничиваясь простыми ситуациями.

В теории организации отрасли предполагается, что фирмы действуют на одном или нескольких рынках. На отдельно взятом рынке могут обращаться как однородные, так и дифференцированные товары, являющиеся достаточно близкими субститутами. Поэтому строгое определение границ конкретного рынка зависит от анализируемой ситуации. Жан Тироль отмечает[1]:

Понятие рынка отнюдь не является простым. Ясно, что мы не хотим ограничивать себя случаем однородного товара. Если мы утверждаем, что два товара относятся к одному и тому же рынку тогда и только тогда, когда они являются совершенными субститутами, тогда фактически все рынки обслуживались бы одной фирмой… Но большинство фирм в действительности не обладает чистой монопольной властью… С другой стороны, определение не должно быть и слишком широким. Любой товар потенциально является заменителем другого, хотя бы только в бесконечно малой степени. Однако рынком не может быть вся экономика в целом.