Теория официальной народности


Тео́рия официа́льной наро́дности (сокр. ТОН) — принятое в литературе обозначение государственной идеологии Российской империи в период царствования Николая I.

Впервые термин «официальная народность» встречается в работах А. Н. Пыпина по истории русской литературы и общественной мысли (1872—1873)[1].

Автором теории стал С. С. Уваров. В её основе лежали крайне консервативные[2][3], реакционные[4][5] взгляды на просвещение, науку, литературу.

Основные принципы были изложены Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в его докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 года):

Углубляясь в рассмотрение предмета и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить — имеем мы три главных:
1) Православная Вера.
2) Самодержавие.
3) Народность.