Социология революции (наука)


Социология революции — раздел социологии социальных изменений, изучающий революционные политические преобразования общества.

Среди самых известных исследователей социологии революции — российский социолог Питирим Сорокин, американский социолог Чарльз Тилли с изучением проблем мобилизации в революции и социальных трансформаций, израильский социолог Шмуэль Эйзенштадт с концепцией модернизации в ходе революций, американский политолог Джек Голдстоун со структурно-демографической теорией[1].

«Социология революции» предшествовала т. н. «первой волне исследования теории революции в классификации Д. Голдстоуна, представленной работами американских историков Лайфорда Эдвардса («Естественная история революции», 1927), Крейна Бринтона («Анатомия революции», 1938) и Джорджа Петти («Процесс революции», 1938), но несмотря на это Голдстоун относил этот труд ко второму поколению исследователей, которое, на его взгляд, сложилось в 1960—1960-х годах[2].

Несмотря на разнообразие исследовательских тем внутри выделяемого направления «Социология революции», исследователи прослеживают общие черты и линии развития. Так, существует мнение, что положение Сорокина об «инакомыслящих» преобразовалось у Л. Эдвардса в выводы о «стрейнджерах» - инакомыслящих «чужаков–пришельцов», которые привносят иные идеи и дестабилизируют существующее состояние общества. Выводы П. Сорокина о «замиренной среде», которую представляет собой обычно каждая социальная группа, получили продолжение в концепции равновесия социальной системы и ее дисфункции Чалмерса Джонсона и Лоуренса Стоуна. Идеи об изменении сознания и поведения различных социальных групп в преддверии революций нашли развитии в теории относительной депривации[3].

При наличии частных недостатков, присущих только одной из теорий, все они не способны ответить на несколько общих вопросов, например, как формируются политические организации и что предопределяет поведение армии во время революции[4].

Бихевиористская (поведенческая) теория революции источником революционного поведения людей называет их базовые потребности и инстинкты. Быстрый переход к радикальным действиям вызван длительным подавлением таких человеческих потребностей, как утоление голода, безопасность, половой рефлекс, собственничество, соревновательность, творчество. Непосредственными причинами является резкое увеличение ограничений этих базовых инстинктов у большинства населения и одновременная неспособность власти эффективно подавлять возникающие бунты[4].