Теория феминизма


Теория феминизма — философский дискурс, направленный на выяснение природы гендерного неравенства. Исследует социальные роли, опыт, интересы, обязанности и политику в таких областях, как антропология и социология, коммуникации, медиа-исследования, психоанализ[1], литература, образование и философия[2].

Темы, изучаемые теорией феминизма, включают дискриминацию, объективацию (особенно сексуальную объективацию), угнетение и патриархат[3][4], а также стереотипы, историю искусства[5], современное искусство[6][7] и эстетику[8][9].

Первые исследования теории феминизма появились в конце XVIII века в таких публикациях, как «Защита прав женщины» Мэри Уоллстонкрафт, «Изменяющаяся женщина»[10] и «Разве я не женщина»[11], «Речь после ареста за незаконное голосование»[12] и других. В 1851 году Соджорнер Трут обратилась к проблемам прав женщин в своей публикации «Разве я не женщина». После ареста за незаконное голосование Сьюзен Б. Энтони выступила в суде с речью, в которой она затронула языковые вопросы в рамках конституции, отраженные в её публикации «Речь после ареста за незаконное голосование» (1872). Энтони поставила под сомнение принципы конституции и её мужской язык. Она подняла вопрос о том, почему женщины несут ответственность за наказание по закону, но не могут использовать закон для собственной защиты[a]. Она также раскритиковала конституцию за её язык с гендерным уклоном и задалась вопросом, почему женщины должны соблюдать законы, которые не упоминают женщин.

Гарвардский профессор Нэнси Котт проводит различие между современным феминизмом и его предшественниками, особенно борьбой за избирательное право. Она отмечает, что в США поворотный момент пришёлся на десятилетия до и после того, как женщины получили право голоса в 1920 году (1910—1930). Она утверждает, что предыдущее женское движение было борьбой за универсализм для женщин, тогда как за этот 20-летний период оно превратилось в движение за социальную дифференциацию и индивидуальность. Новые вопросы больше касались состояния в рамках социальной конструкции и гендерной идентичности. С политической точки зрения произошел переход феминисток от правых к левым[13].