Исторический циклизм


Исторический циклизм — теория исторического круговорота, повторения периодов зарождения, расцвета и упадка или даже гибели человеческих обществ. Многообразие вариаций теории относят к установлению её как по субъектам общественного развития (политический строй, государство, цивилизация), так и к разделению по стадиям, а также её различным сочетаниям с другими теориями развития. Циклизм противопоставляется идее прогресса[1].

Встречаясь в античности — например, во Всеобщей истории Полибия[2], идеи цикличности получили своё развитие в эпоху Возрождения в Италии (Макиавелли, Кампанелла)[3], будучи наиболее развёрнуты у итальянского мыслителя конца XVII — 1-й половины XVIII в. Джамбатисты Вико[4]. И лишь в последние десятилетия XIX в. теория циклизма окончательно была оформлена как самостоятельная, прежде всего немецким историком Эдуардом Мейером. Согласно ей уже Древний мир имел «свои» древность, средневековье, капитализм и госсоциализм[5].

В цивилизационном подходе наличествует у Н. Я. Данилевского и О. Шпенглера. У мусульманских учёных — у Ибн Хальдуна.

Как замечалось Е.М. Штаерман: «Циклизм, по существу, отрицает прогресс, если не в технике, то в социальных отношениях»[6].

В то же время в современности признание получило понимание важнейшей роли демографических циклов в истории[7].

В современном понимании история линейно-циклична, а это значит, что циклы обязательно предшествуют событиям линейной истории.