Теплоход


Теплохо́д — обобщающее понятие, описывающее класс самоходных судов, судовая энергетическая установка (далее — СЭУ) которых основана на тепловом двигателе, преобразующем тепловую энергию сжигания топлива в механическую, но не являющихся пароходом и атомоходом.

Ранее, суда приводящиеся в движение тепловыми двигателями или двигателями внутреннего сгорания, работающими на нефти, керосине или бензине назывались Моторные суда[1]. Россия была в числе первопроходцев, в их массовом применении, так с начала XX столетия, началось быстро растущее применение моторов на речных военных (например Мониторы типа «Шквал»), пассажирских и грузовых судах, получивших название теплоходов[1]. 1-м в мире, речным моторным судном по своим размерам, на начало XX столетия являлось «Бородино»[1]. В подавляющем большинстве случаев в СЭУ теплохода используется дизельный двигатель с турбонаддувом. Суда, СЭУ которых приводится в движение паровой турбиной или газовой турбиной также принято относить к теплоходам, тем более что СЭУ таких судов часто включает и дизельные двигатели. Таким образом, теплоходами являются почти все самоходные современные суда, кроме атомоходов, парусных судов, и судов, использующих прочие источники энергии, например электроходы.

Первые дизельные суда в мире появились в России, благодаря фирме «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» и Коломенскому заводу[2].

Нобели рано заинтересовались изобретением инженера Рудольфа Дизеля. Уже в 1898 году Нобель приобрёл чертежи дизеля мощностью в 20 л. с. Через несколько лет технических изысканий инженерам фирмы Нобеля удалось создать рабочий судовой дизель. Три двигателя Тринклера были установлены в 1903 году на нефтеналивную речную баржу «Вандал» (построенную на Сормовском заводе и привезённую в Петербург) которая стала, таким образом, первым теплоходом в мире. На «Вандале» было установлено три дизеля, каждый мощностью в 120 л. с., которые приводили в движение винты при помощи электрической передачи, состоявшей из трёх генераторов и электромоторов. Такая сложная схема привода была выбрана из-за нерешенности проблемы реверса дизелей и управления оборотами в широких пределах.

В 1904 году фирмой Нобеля был построен следующий теплоход, «Сармат», также бывший речным танкером. Он имел два дизеля по 180 л. с. и два электрогенератора, но электропередача использовалась только для заднего хода и маневрирования, а в остальное время дизели приводили гребные валы в движение непосредственно. «Вандал» и «Сармат» имели грузоподъёмность в 750 тонн каждый.