Административно-территориальное деление


Администрати́вно-территориа́льное деле́ние[1][2], Администрати́вно-территориа́льное устро́йство — разделение территории государства и его краёв (стран, областей) на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных и центральных органов власти.

В литературе некоторые применяют и другие словосочетания, например, государственно-территориальное деление[3] и так далее. Административное[4] и территориальное деление (устройство) государства (края, страны и так далее) обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами в том или ином государстве, и присуще также к субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными образованиями. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.

Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.

Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде (развале) государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывшие ЧССР, СФРЮ, Союз ССР и так далее), что иногда приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам[3], если были нарушены (не соблюдены) законы о выходе субъекта из состава государства или о его самоопределении.