Тибальди, Пеллегрино


Пеллегрино Тибальди (итал. Pellegrino Tibaldi, 1527, Вальсольда, Комо — 27 мая 1596, Милан, Ломбардия) — итальянский художник: живописец, скульптор и архитектор периода маньеризма.

Тибальди родился в Пурия-ди-Вальсольда (Ломбардия, провинция Комо), в то время входившем в состав Миланского герцогства, но вырос в Болонье, где его отец получил работу каменщика. Он был первым из пяти детей архитектора Тибальдо Тибальди де Пеллегрини (Tibaldo Tibaldi de’ Pellegrini, 1503—1563) и старшим братом Доменико Тибальди, живописца, скульптора и архитектора[4]. Отец и сыновья принадлежали к «дому Пеллегрини» (casato dei Pellegrini), семье мастеров-каменщиков, которые какое-то время вели активную деятельность не только в области Комачина, но и в Болонье.

В 1547 году Тибальди отправился в Рим, чтобы учиться живописи у Перино дель Вага. Участвовал в росписях «Зала Совета» (Sala del Consiglio) замка Сант-Анджело. В 1550 году, прежде чем вернуться в Болонью, Тибальди участвовал в работах в Ватикане, в церкви Сантиссима-Тринита-дей-Монти, вместе с Даниеле да Вольтерра.

По проекту Тибальди в 1549—1560 годах по заказу кардинала Джованни Поджи было построено Палаццо Поджи в Болонье. Тибальди написал фрески «Истории Улисса» в Палаццо Поджи, сцены из жизни Иоанна Крестителя в капелле Поджи и сцены из Жития Моисея в Палаццо Саккетти в Риме. Он построил капеллу для своего покровителя в церкви Сан-Джакомо Маджоре в Болонье, и написал для неё фрески[5].

Вернувшись в Рим в 1553 году, Тибальди создал фрески в церкви Сант-Андреа-ин-виа-Фламиниа (не сохранились), а также фриз во Палаццо Риччи-Саккетти. Кардинал Поджи поручил Тибальди росписи капеллы Иоанна Крестителя в базилике Санта-Каза в Лорето (1554—1555; сохранились только две сцены: Проповедь и Усекновение главы Крестителя, которые находятся в Апостольском дворце Лорето).

Пеллегрино Тибальди жил и работал в Анконе между 1558 и 1561 годами. Там он писал фрески для Лоджии-дей-Мерканти и Палаццо Ферретти. В 1561 году он встретил кардинала Карло Борромео, который нанял его для продолжения строительства Миланского собора (Duomo) и внутреннего двора архиепископского дворца (1564—1570), церквей Сан-Феделе (1569—1579) и Сан-Себастьяно (1577). В Милане он также работал гражданским архитектором, проектировал дворцы Спинола, Эрба Одескальки и Просперо Висконти. В 1575 году кардинал Толомео Галлио поручил ему строительство своей виллы на берегу озера Комо.