Тибальт


Тибальт, Тибальд[1] (англ. Tybalt) — персонаж трагедии Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», двоюродный брат Джульетты. Убит Ромео, мстившим ему за убийство своего друга Меркуцио.

Тибальт появляется на сцене в первом действии, когда Бенволио пытается разнять дерущихся слуг домов Монтекки и Капулетти. Вместо того, чтобы, как просит Бенволио, помочь ему остановить драку, Тибальт сам принимает в ней участие, атакуя Бенволио. В разрастающуюся схватку включаются прочие жители Вероны, и появившийся герцог объявляет, что всякий, кто впредь возобновит родовую вражду между Монтекки и Капулетти, ответит жизнью.

В V сцене, на балу в доме Капулетти, Тибальт узнаёт пришедшего инкогнито Ромео и намерен его убить. Синьор Капулетти запрещает ему затевать драку и прогоняет, но Тибальт сопровождает свой уход угрозами. В I сцене третьего действия он бросает Ромео вызов. Тот, уже будучи тайно повенчан с Джульеттой и не желая вступать в поединок с родственником, отвечает на вызов и оскорбления увещеваниями, что возмущает Меркуцио, который вступает в схватку вместо него. Ромео пытается остановить бой, но Тибальт ранит Меркуцио из-под руки Ромео и уходит. Бенволио уводит Меркуцио со сцены и немного погодя возвращается с известием, что тот умер. Ромео, оплакивая его смерть, сам бросает вызов вернувшемуся Тибальту и убивает его в поединке. Помня об угрозе смертной казни, он спасается бегством, а появившийся на месте схватки герцог объявляет о его немедленном изгнании.

Шекспировед М. М. Морозов в комментариях к «Ромео и Джульетте» пишет, что имя Тибальт означает «кот», и это «намекало на повадки и внешность этого усатого бретера». На смысл имени указывают реплики Меркуцио, называющего Тибальта «царём котов»[2]. Английские источники пишут об этом оскорбительном эпитете, как и ряде других выражений Меркуцио в адрес Тибальта — «крысолов», «зацарапать человека до смерти» — как о построенных на игре слов: имя Тибальт созвучно имени Тиберт, которое носит хитрый и наглый кот в средневековом «Романе о Лисе»[3]. Другая характеристика, даваемая в пьесе Тибальту — «огненный» (в рамках цветовой кодировки характеров, принятой в театре «Глобус», огненно-жёлтый цвет означал наглость)[2]. Критики отмечают прямолинейную одномерность фигуры Тибальта, составляющего мнение о людях раз и навсегда и позволяющего родовой вражде всецело диктовать его впечатления и поступки. Его чёрно-белую картину мира не могут разрушить никакие объяснения и доводы, в том числе и от синьора Капулетти. Его манеры ходульны, а речь бедна (шекспировед Томас Мойсан пишет: «Тибальт — человек немногословный и часто повторяет те немногие слова, что использует»)[4].