Тирлянский


Тирля́нский (Тирля́н) (башк. Тирлән) — село в Белорецком районе Башкортостана, центр и единственный населённый пункт Тирлянского сельсовета. До 17 декабря 2004 года имело статус рабочего посёлка в составе г. Белорецка.

Изначально на месте Тирлянского строился Белорецкий завод. На эти земли было выдано разрешение Твердышевым Берг-коллегией, однако речка Тирлян оказалась маловодной и заводчикам в срочном порядке пришлось переносить строительство на новое место.

В «Материалах по истории Башкирской АССР» (Т. 4. Ч. 2. С. 183-187) в документе за 1759 года речь идет о разрешении И. Б. Твердышеву и И. С. Мясникову строить железоделательный завод при речке Кураке (Куряклы), притоке реки Сим. В ведомости за 1761 год отмечено: «Тирлянский железный завод. Строится вновь по указу государственной берг-коллегии 1759 года в Катайской волости на реке Тирляне на покупной у башкирцов земле. И оной завод ещё не в действии, затем что ещё не построен». В документе за 18 июля 1762 года заводчики уже просят о переносе строящегося завода с реки Тирлян (а не с реки Курака) на Белую реку. Берг-коллегия разрешила его перенести и определила «тот завод вместо Тирлянского именовать Белорецким».

Посёлок Тирлянский вновь основан с началом строительства вспомогательного молотового завода на реке Тирлян в 1801 г. Основала Тирлянский завод заводчица Дарья Пашкова (Мясникова). На четырех молотах с 1803 г. перековывали в железо чугун, доставляемый с Белорецкого завода. На заводе трудились крестьяне села Березовка, расположенной в двух верстах от него. В 1795 г. в селе было 243 двора, где проживало 1125 крестьян. В 1866 г. в Тирляне вместе с с. Березовка насчитывалось 1699 мужчин и 1856 женщин, 1520 домов. Тирлянский долгое время оставался вспомогательным производством.

В 1908 году немецкой фирмой «Вогау и К» было начато строительство узкоколейной железной дороги от станции Запрудовка, расположенной вблизи Катав-Ивановского завода через Тирлян до Белорецкого завода. 6 августа 1912 года была открыта первая ветка высокогорной узкоколейки длиной в 110 километров Катав-Ивановск — Тирлян. Второй участок пути от Тирляна до Белорецка длиной 35 километров был построен в 1913 году.