Титаномахия


«Титанома́хия» (др.-греч. Τιτανομαχία; также известна как Битва титанов, Битва богов, Войны титанов) — в древнегреческой мифологии — битва богов-олимпийцев с титанами, серия сражений в течение десяти лет в Фессалии между двумя лагерями божеств задолго до существования человеческого рода: титаны, с базой на горе Отрис, и олимпийцы, которые придут править, с базой на горе Олимп. Олимпийцы одержали победу с помощью циклопов и гекатонхейров.

Из греческой литературы классического периода известно несколько поэм о войне между богами и многими из титанов. При этом доминирующей поэмой и единственной, которая сохранилась до наших времен, является написанная Гесиодом «Теогония»[1]. Сюжет Титаномахии упоминается в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»[2] и сборнике «Мифологическая библиотека» Псевдо-Аполлодора[3]. Потерянный эпос «Титаномахия», чьим автором называли легендарного слепого фракийского певца Фамириса, вскользь упоминается в трактате «О музыке», сочинении, ранее приписывавшемся Плутарху. Титаны также играли заметную роль в поэмах, приписывавшихся Орфею. Хотя до нас дошли только обрывки рассказов Орфея, они показывают интересные отличия от гесиодской традиции.

Утерянный эпос «Титаномахия», который связан с борьбой, которую вели Зевс и его братья и сёстры, олимпийские боги, за свержение своего отца Кроноса и его божественного поколения титанов, традиционно приписывался Евмелу из Коринфа, полулегендарному певцу из Бакхиадов, правящей семьи в древнем Коринфе, который ценился как традиционный композитор «Просодии», церемониального гимна независимости Мессении, который исполнялся на Делосе.

Даже в древности многие авторы упоминали «Титаномахию» без имени автора. Мартин Личфилд Уэст при анализе доказательств пришел к выводу, что имя Евмела связывалось с поэмой как единственное известное. Судя по обрывочным данным, рассказ автора «Титаномахии» отличался от рассказа Гесиода в «Теогонии» в ряде существенных моментов. Невозможно, чтобы датой поэмы был восьмой век до нашей эры; М. Л. Уэст датирует её самое раннее концом седьмого века.

«Титаномахия» была разделена на две книги. Битве олимпийцев и титанов предшествовало нечто вроде теогонии, или генеалогии Первобытных Богов. Византийский писатель Иоанн Лид отмечал, что автор «Титаномахии» поместил место рождения Зевса не на Крит, а в Лидию, что скорее всего означало гору Сипил.

Основа для этого важного сражения была положена после того, как молодой титан Кронос сверг своего отца, бога Урана, повелителя небес, с помощью своей матери Геи. Уран вызвал вражду Геи, когда он заключил в Тартар её детей — гекатонхейров и циклопов. Гея создала большой серп и собрала Кроноса и его старших братьев, чтобы убедить их в необходимости кастрации Урана. Только Кронос согласился это сделать, так что Гея дала ему серп и поместила его в куст.