Тойота-центр


«Тойота-центр»[1] (англ. Toyota Center) — крытая спортивная арена, расположенная в деловой части Хьюстона (Техас, США). Названа в честь японской автомобильной компании Тойота. Является домашней ареной для команд «Хьюстон Рокетс» (Национальная баскетбольная ассоциация) и «Хьюстон Аэрос» (Американская хоккейная лига).

В 1995 году владелец баскетбольной команды «Хьюстон Рокетс» Лесли Александер предложил строительство новой арены в Хьюстоне[2], взамен устаревшего «Саммита». В 1997 году Лесли Александер и Чак Уотсон (владелец «Аэрос») подписали договор на совместное владение новой арены, однако, на городском референдуме в 1999 году проект был отклонён[3]. Лишь в 2001 году, после подписания изменённого договора, предложение «Рокетс» о строительстве стадиона было одобрено.

Строительство началось в июле 2001 года[4], а открытие состоялось в сентябре 2003 года[5]. Цена строительства составила 235 млн долларов, из которых 105 млн заплатили «Рокетс»[6][7]. Незадолго до конца строительства, компания Toyota купила за 100 млн долларов права на название[8].

В начале 1990-х годов руководство футбольной команды «Хьюстон Ойлерз» предложило «Хьюстон Рокетс» направить совместное прошение муниципалитету Хьюстона о строительстве новой спортивной арены для двух команд. Владелец «Рокетс», Лесли Александер, отклонил это предложение, не желая участвовать в строительстве большого куполообразного стадиона. Вместо этого он заявил, что направит все свои усилия на строительства новой арены в деловой части города в которой будут проходить игры НБА и, возможно, хоккейные игры НХЛ в будущем[9]. Обе команды хотели новые арены, так как их домашним аренам «Астродоум» и «Саммит» было более 20 лет и они не соответствовали современным требованиям и были нерентабельны[10]. По словам вице-президента «Ойлерз» Майка Макклюра, городу с такими аренами не дадут проводить никаких больших мероприятий, а проведение одного Супербоула может принести до 170 млн долларов в городской бюджет[11]. В мае 1995 года руководство нескольких спортивных команд Техаса, включая «Рокетс», предложили ввести законопроект, который бы предусматривал пустить часть местных налогов на строительство новой спортивной арены[12]. Хотя проект не прошёл в палате представителей Техаса[13][14], Александер объявил, что он продолжит искать возможности для строительства[2]. Несмотря на то, что руководство «Саммит» заявило, что стоимость реконструкции существующей арены будет намного дешевле строительства новой[15], руководство «Рокетс» продолжило переговоры с администрацией Хьюстона о возможности строительства[16]. Александер также начал вести переговоры с Чаком Уотсоном (владельцем «Хьюстон Аэрос» и «Саммита») о досрочном расторжении арендного договора, действующего до ноября 2003 года[17].