Токийский метрополитен


Токи́йский метрополите́н (яп. 東京の地下鉄, とうきょうのちかてつ, То:кё: но Тикатэцу; также просто 東京地下鉄) — система скоростного внеуличного транспорта Токио, состоящая из линий двух крупных операторов: Tokyo Metro под управлением частной компанией Tokyo Metro Co., Ltd. (яп. 東京地下鉄株式会社 То:кё: Тикатэцу Кабусики-гайся) и Toei Subway (Toei) под управлением Токийского столичного транспортного управления (яп. 東京都交通局 то:кё: то ко:цу: кёку). Перевёз за 2018 год: Tokyo Metro — 7,579 миллиарда пассажиров; Toei Subway (Toei) — 3,207 миллиарда пассажиров, вместе являясь таким образом 2-м в мире метрополитеном по годовому пассажиропотоку[1]. На всех станциях установлено тактильное покрытие[2][3][4][5][6][7][8][9][10][11][12].

Ключевые станции метро соединены с массой других систем общественного транспорта: поездами, монорельсами, Синкансэном и прочими. Самая используемая станция метрополитена — Синдзюку — пропускает примерно 2 миллиона пассажиров в день, являясь самой «занятой» и второй по размеру станцией в мире после станции Нагоя. Сеть токийского метрополитена насчитывает 286 станций. Так как в Токио находится самая обширная в мире городская железнодорожная сеть (по состоянию на май 2014 года в Токио расположено 158 линий, 48 операторов, 4714,5 км эксплуатационных железнодорожных путей и 2210 станций) Токийское метро составляет лишь небольшую долю скоростных железнодорожных перевозок в Токио — только 286 из 2210 железнодорожных станций[13][14]. Токийское метро перевозит ежедневно 8,7 миллиона пассажиров (14,6 миллиарда в год), что составляет только 22 % от 40 миллионов пассажиров, ежедневно пользующихся железнодорожной системой Токио (см. Транспорт в Большом Токио[en])[15][13].

В вагонах установлены сиденья с подогревом. Остановки объявляются на японском и английском языках, реже — на китайском. В Токийском метро существует специальная должность по заталкиванию пассажиров в переполненные вагоны — осия.

Идея строительства метро в Токио принадлежит японскому бизнесмену Норицугу Хаякава[en]. В 1914 году, во время путешествия по Европе, он был впечатлён подземными железными дорогами Лондона. Он пришел к убеждению, что для того, чтобы превратиться в город мирового уровня, Токио необходимо собственное метро. Строительство метро началось 29 августа 1920 года компанией «Tokyo Underground Railway(R)». 30 декабря 1927 года была запущена первая линия между станциями «Асакуса» и «Уэно». Первая линия токийской подземки протяженностью 2,2 км состояла всего из четырех станций.

1 апреля 2004 года часть метрополитена была приватизирована и получила название «Tokyo Metro» Оставшиеся линии «Toei Subway» (Toei) управляются Токийским столичным транспортным управлением.