Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года


«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» — колоссальная по размерам картина, над которой в течение трех лет работал Илья Репин с помощниками. По жанру — коллективный портрет с 81 фигурой[1]. Размер картины — 400 х 877 см[2].

Полотно было создано для Мариинского дворца, где проходили собрания Государственного совета Российской империи, и представлено публике 4 января 1904 года. Поскольку зал Дворца по форме полукруглый, на заседаниях совета стулья стояли в три ряда, создавая тем самым резкое перспективное сокращение. В цветовом решении преобладают оттенки красного, жёлтого и тёмно-синего[1].

После упразднения Государственного совета (1917) картина была передана в Музей революции, а в 1938 году — в Русский музей, где экспонируется в особом зале с верхней подсветкой[2][1].

В апреле 1901 года Илье Репину через вице-президента Императорской Академии художеств Ивана Толстого поступил от российского императора заказ на изображение юбилейного заседания Государственного совета[2][3][4]. Из-за болезни правой руки Репин выговорил себе право использовать при создании картины помощников и только после этого согласился выполнить высочайший заказ[2].

Ассистентами Репина выступали Иван Куликов (1875—1941) и Борис Кустодиев (1878—1927)[2][1][3][4]. Команда начала работать за несколько дней до юбилея, начав с этюдов интерьера, так что в день торжества вся обстановка уже была нарисована. Для фиксации людей во время собрания наряду с подготовленными предметами рисования был установлен на треноге большой фотоаппарат, на котором Репин в тот день сделал свой первый снимок, ставший впоследствии одним из вспомогательных материалов[2][3].

По условиям заказа Репин должен был изобразить то, как члены совета внимают юбилейной речи царя. Художнику показалось, что это будет выглядеть слишком статично, и он предложил показать тут же процесс раздачи медалей. Первоначально идея показать государственных мужей в движении вызывала неодобрение придворных[2]. Условия договора предполагали согласование этюдов картины с Николаем II, который поддержал предложение Репина.