Тоёда, Сиро


Сиро Тоёда (яп. 豊田四郎 Тоёда Сиро). (3 января 1906, префектура Киото, Япония — 13 ноября 1977, Токио, Япония) — японский кинорежиссёр и сценарист. В своём творчестве Тоёда специализировался на адаптациях для кино литературных произведений и был одним из крупнейших постановщиков компании «Тохо», наряду с Микио Нарусэ и Акирой Куросавой[1].

Сиро Тоёда родился и вырос в богатой семье, его отец был руководителем железнодорожной компании[2]. С юных лет организм мальчика был ослаблен (он страдал костным туберкулёзом), отчего проводил долгие дни в постели, погрузившись в чтение романов и пьес[1]. Из-за болезни юноша не получил среднего образования. Проучившись только в младших классах, Сиро переехал в Токио на попечение к своему старшему брату, который уже давно обосновался в столице[2].

В 1924 году восемнадцатилетний Сиро Тоёда трудоустроится на студию «Камата» кинокомпании «Сётику», где будет учеником режиссёра Ясудзиро Симадзу, а вскоре и его ассистентом. Ещё работая помощником режиссёра, Тоёда предложит своему наставнику Симадзу написанный им самим сценарий. Ясудзиро Симадзу будет впечатлён и поставит по сценарию юного дарования фильм «Вечерний звонок» (1925). В самостоятельной режиссуре Сиро Тоёда дебютировал в двадцатитрёхлетнем возрасте постановкой фильма «Яркие губы» (1929, по собственному сценарию, основанному на романе Харуо Сато[англ.]). Поставив за два года (1929—1930) четыре фильма, Тоёда после неудачи последнего из них будет отстранён от режиссуры руководством компании и переведён вновь в ассистенты. Только спустя пять лет ему будет дана возможность возвратиться в режиссуру постановкой фильма «Три женщины» (1935).

В 1936 году молодой амбициозный режиссёр покинет «Сётику», перейдя по приглашению известного в то время молодого актёра Дэна Обинаты, в независимую студию Tokyo Hassei[яп.]. Большой успех будет иметь фильм 1937 года «Молодые люди» снятый по одноимённому бестселлеру Ёдзиро Исидзака[англ.]. Фильм войдёт в десятку номинантов на премию журнала «Кинэма Дзюмпо» в категории «за лучший фильм года», заняв по результатам голосования 6 место.

В 1930-х, когда японское кино всё ещё находилось в зачаточном состоянии, Сиро Тоёда был в авангарде молодых кинематографистов. Лучшие фильмы режиссёра относятся к периоду второй половины тридцатых годов[3], кроме уже упомянутой киноленты «Молодые люди», это: «Плакса» (1938, по роману Фумико Хаяси[англ.]), «Зимний ночлег» (1938, по Томодзи Абэ), «Соловей» (1938, по Эйносукэ Ито[яп.]).

В 1940-м Сиро Тоёда снял фильм «Весна на маленьком острове». Фильм получил наиболее высокую оценку критиков, отметивших его премией журнала «Кинэма Дзюмпо» и у зрителей, несмотря на мрачный, буквально отталкивающий сюжет. В нём рассказывается о жалкой участи больных проказой Хиндзэна, его жены и детей, уединённо живущих на островке, затерявшемся во Внутреннем Японском море. Он снят по документальным записям Масако Огавы, которая самоотверженно ухаживала за семьёй Хандзэна, сама заразилась проказой и умерла.