Гибель «Рефаха»


Гибель «Рефаха» (тур. Refah faciası) — катастрофа турецкого парохода «Рефах», перевозившего личный состав турецкой армии из турецкого города Мерсин в египетский Порт-Саид. Трагедия произошла вечером 23 июня 1941 года примерно в 19 км к востоку от острова Кипр: пароход был торпедирован неустановленной подводной лодкой и спустя 4 часа затонул. Из 200 человек, находившихся на борту, выжили лишь 32. Согласно разным выдвигаемым версиям, пароход мог быть торпедирован либо французской вишистской подлодкой, принявшей турецкое судно за корабль сил Свободной Франции, либо итальянской субмариной, также принявшей его за вражеский корабль. Официально ни одна из стран не взяла на себя ответственность за нападение на пароход.

С начала Второй мировой войны Турция заняла официальную нейтральную позицию, однако в связи с тем, что боевые действия велись вблизи её границ, страна вынуждена была готовиться к возможному вступлению в войну. Ещё до начала боевых действий Турция заказала у Великобритании четыре подводные лодки[a], четыре эсминца[3], 12 десантных кораблей и самолёты для четырёх звеньев турецких ВВС[4][1]. В связи с трудностями военного времени производство британцами вооружения и последующая его передача Турции затянулась. Тем не менее, британцы не отказывались от этих планов, поскольку боялись укрепления прогерманских настроений в Турции[5].

Было принято решение, что обучение турецких военных обращению с новой техникой и процедура официальной передачи всего вооружения состоятся на территории Великобритании. Поскольку прямые рейсы из Турции в Великобританию пролегали через территорию, подконтрольную Германии, турки решили отправить весь личный состав сначала морем в Египет, тогда фактически подконтрольный британцам, а затем оттуда добраться по воздуху в Великобританию. Британцы потребовали, чтобы турки прибыли к 25 июня в Порт-Саид, а оттуда бы отправились в составе британского конвоя, возвращавшегося в домашние порты. Турецкой делегации якобы пообещали места на лайнере «Куин Мэри»[4][6].

18 июня 1941 года между Германией и Турцией был подписан договор о дружбе и ненападении, обсуждение которого велось с 4 марта — момента отправки письма Адольфа Гитлера турецкому лидеру Исмету Инёню. Заключение этого договора стало ещё одной проблемой для британцев, а немцы к тому моменту уже сосредоточили свои силы на границе с СССР для реализации плана «Барбаросса»[4].

Правительство Турции зафрахтовало пароход «Рефах» — грузовой корабль, принадлежавший компании Berzilay & Benjamen. Он был построен в 1901 году в британском Сандерленде, до 1931 года носил название «Персерверанца» (итал. Perseveranza — «Настойчивость»), пока не был переименован турецким владельцем в «Рефах» (тур. Refah — «Благосостояние»). Корабль обладал следующими главными размерениями: водоизмещение судна — 3805 т[7][8], длина — 102,2 м, ширина — 14,8 м, осадка — 7 м, максимальная скорость — 8,5 узлов. 16 июня 1941 года судно покинуло порт Стамбула и прибыло через 5 дней в Мерсинский порт[4].