Трансавангард


Трансаванга́рд (итал. transavanguardia, от лат. trans и фр. avant-garde) — течение в европейской живописи, итальянский вариант неоэкспрессионизма.

Термин «трансавангард» был введен в 1979 году итальянским критиком Акилле Бонито Олива[1] в статье, посвященной творчеству пяти итальянских художников — Сандро Чиа, Франческо Клементе, Энцо Кукки, Никола де Мариа и Миммо Паладино. Буквальное значение — «после авангарда», «выходящее за пределы авангарда»[2].

В 1982 году в работе «Интернациональный трансавангард», написанной Бонито Олива в соавторстве с ведущими европейскими и американскими художественными критиками, под этим понятием объединяют немецкий неоэкспрессионизм, аргентинскую новую образность и французскую свободную фигуративность.

На Берлинской выставке 1982 года, посвящённой трансавангардистам, выставлялся ряд художников, объединённых стремлением к «реактивации» художественных стилей и региональных, национальных художественных традиций прошлого. Центральное внимание было посвящено проблемам телесности (Ф. Клементе), народным верованиям (М. Паладино), современной интерпретации эстетического наследия кубизма и футуризма (С. Чиа), сюрреализма (У. Кучча), «неформальной» традиции в живописи 1950—1960-х годов (Н. Де Мариа)[1].

Трансавангард противопоставляет себя неоавангарду, в частности концептуализму, и склонен к новой живописности, фигуративности, экспрессивности, ярко выраженному личностному началу, установке на эстетическое наслаждение, свободное сочетание художественных стилей прошлого[3]. Трансавангард характеризуется как переходное течение; он отличается культурным номадизмом и стремлением преодолеть абстрактно-концептуальный язык неоавангарда посредством возвращения к традиционным живописным техникам в сочетании с идеями экспрессионизма и отчасти с использованием мотивов и форм искусства прошлого[4]. Итальянский теоретик и критик Паоло Партогези утверждал, что трансавангард радикально разошёлся с авангардизмом, утратившим «активность, утратил чувство юмора, характерные для его молодости, стал догматичен»: «Жизненность постмодернизма — в возможности сломать преграду, искусственно отделяющую прошлое от настоящего. Мы следуем за тем, что нам завещали наши отцы; и за тем, что есть настоящего, завоеванного человечеством за все века, даже за пределами западной цивилизации»[5].

В 1980-х годах понятие «трансавангард» довольно сильно расширилось и стало синонимом «постмодернизма»[3]. Он стал приемлем и объединяющим для представителей самых различных школ («неоэкспрессионизм», «постабстракционизм», «гиперманьеризм», «постсюрреализм» и т. д.)[6].