Транссибирский маршрут


Транссибирский маршрут (ТСМ, транссибирские маршруты) — кратчайший авиационный путь из Западной Европы в Японию и Юго-Восточную Азию[1]. Возник в 1970-е годы как система компенсационных платежей за пролёт над Сибирью, которые получает «Аэрофлот» (500—800 миллионов долларов ежегодно[1], 20% из них уходит в бюджет в виде налогов[2]). Экономия для использующих ТСМ авиакомпаний в среднем составляет четыре-пять часов полётного времени и около $ 80 000 на парный рейс[1], в то время как роялти за использование маршрута составит около $ 60 000. Россия является единственной страной в мире, в которой существует подобный компенсационный механизм[3].

В 2009 году генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев заявлял, что без «пролётных» денег авиакомпания была бы убыточной в 2002—2008 годах[4].

Представители европейских стран неоднократно предпринимали попытки отменить данные компенсационные платежи, мотивируя это тем, что «Аэрофлот» пользуется денежными привилегиями, а это недопустимо при честной конкуренции. В 2005 году ЕС выступил за отмену роялти, а в 2011 году в рамках переговоров о вступлении России в ВТО был подписан меморандум об отмене роялти с 2014 года. Однако впоследствии Россия отказалась от этого решения, так как ЕС отказался допустить российских авиаперевозчиков на внутриевропейские рейсы[5][6].