Трансфертное ценообразование


Трансфертное ценообразование (англ. transfer pricing) — ценообразование в сделках между взаимозависимыми лицами. Трансфертное ценообразование, как правило, контролируется фискальными органами, чтобы предотвратить перераспределение общей прибыли группы компаний (группы взаимозависимых лиц) в пользу компаний, находящихся в юрисдикциях с более льготным налогообложением. Транфертное ценообразование долгое время являлось схемой агрессивного международного налогового планирования, имеющего целью минимизацию уплачиваемых налогов[1].

Согласно канадскому профессору Энтони Аткинсону трансфертное ценообразование — это набор механизмов и методов, которые предприятия могут использовать для определения цен продуктов (товаров, услуг), передаваемых между центрами ответственности[2].

Первой страной, принявшей специальное законодательство, подробно регулирующее вопросы трансфертного ценообразования, стала США (середина 1960-х).

Основным рекомендательно-методическим международным документом в области налогового регулирования трансфертного ценообразования является Руководство Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) 1995 года (с изменениями и дополнениями в 2010, 2017 и 2022 годах) «О трансфертном ценообразовании для транснациональных корпораций и налоговых органов».

Одной из отличительных особенностей транснациональных корпораций является распределение активов внутри корпорации за пределами одной юрисдикции, оформленное, как правило, участием в капитале компаний, владеющих такими активами в других юрисдикциях. Цепочки владения компаниями образуют международные группы компаний (МГК). Члены одной МГК заключают сделки по продаже товаров, оказанию работ или услуг, передаче нематериальных активов, предоставлению финансирования и др.

Поскольку трансфертные цены в большей степени подвержены влиянию внутренних целей МГК, чем законов рынка, цены в сделках внутри МГК могут значительно отличаться от рыночных, то есть цен, заключенных в сделках между независимыми лицами[3].