Трансцендентализм


Трансцендентализм — философско-литературное течение, сформированное в конце 1820—1830-х годов в Новой Англии (США) [1][2][3] представителями радикальной интеллигенции бостонского «Трансцендентального клуба». Манифестом-эссе движения стал текст Ральфа Уолдо Эмерсона «Природа» (англ. Nature, 1836)[4]. Кроме Эмерсона к трансцендентализму относятся Г. Д. Торо, А. Б. Олкотт, М. Фуллер, Т. Паркер, Дж. Рипли, О. Фрозингем, Э. Пибоди, Ф. Хедж, У. Г. Чаннинг, С. Х. Уитман, Н. Готорн. Трансценденталисты объединились вокруг журнала «The Dial», просуществовавшего 4 года (1840—1844).

По политическим воззрениям они были аболиционистами и индивидуалистами (культ фронтира в пику пуританским конгрегациям), который сочетался с американским патриотизмом и американской мечтой (особенно в творчестве Уитман) или оборачивался идеями эскапизма (в творчестве Торо).

В философии существенное влияние на трансценденталистов оказали идеи Канта и других представителей немецкого идеализма (индивидуализм Фихте и пантеизм Шеллинга), представители этого движения пытались осуществить свою программу[5]. Христианская религия превращалась в свод нравственных идеалов, не требующих для своего осуществления института церкви. С позиций романтизма критиковались просветительский сенсуализм, позитивизм и современная трансценденталистам цивилизация. Человек рассматривался как полноправный представитель гармоничного и динамичного космического начала, а Природа наделялась неисчерпаемой духовной силой. В приближении к неиспорченной цивилизацией природе, в её интуитивном переживании и разгадывании её символических смыслов они видели пути нравственного очищения и постижения, по выражению Эмерсона, сверхдуши[4].

Основные идеи трансцендентализма: социальное равенство «равных перед Богом» людей, духовное самоусовершенствование, близость к природе, очищающей человека от «вульгарно-материальных» интересов, интуитивное постижение макрокосма через микрокосм[6].

Трансцендентализм тесно связан с унитаризмом, доминирующим религиозным движением в Бостоне в начале девятнадцатого века. Он начал развиваться после того, как унитаризм утвердился в Гарвардском университете после избрания Генри Уэра профессором богословия Холлиса в 1805 году и Джона Торнтона Киркленда в качестве президента в 1810 году. Трансцендентализм не был отказом от унитаризма; скорее, он развился как органическое следствие акцента унитаризма на свободе совести и ценности интеллектуального разума. Трезвость, мягкость и спокойный рационализм унитаризма не устраивали трансценденталистов. Вместо этого они стремились к более интенсивному духовному опыту. Таким образом, трансцендентализм родился не как движение, противостоящее унитаризму, а как движение, параллельное самим идеям, представленным унитариями[7].