Триада (Гегель)


Триада в «Науке логики» Гегеля — это объединение каких-либо двух противоположных понятий и какого-либо третьего понятия, которое опосредует (то есть выражает) внутреннее единство двух противоположных понятий[1]. Примером является триада «бытие — ничто — становление», в которой становление опосредует (то есть выражает) внутреннее единство бытия и ничто[2][1][3][4]. В общем случае, триада имеет вид «понимание — диалектическое суждение — спекулятивное суждение» (англ. Understanding — Dialectical Reason — Speculative Reason)[1].

Триада, вместе со снятием, образует шаг логического процесса в спекулятивной логике (то есть шаг, при повторении которого можно получить все понятия, входящие в спекулятивную логику Гегеля)[1].

В настоящей статье категории из философии Гегеля обозначены специальным образом. Всего в философии Гегеля можно насчитать около 80 таких категорий[5].

Триада «понимание — диалектическое суждение — спекулятивное суждение» была введена Гегелем для описания шага логического процесса в спекулятивной логике[6].

Негегельянцы распознают в триаде «понимание — диалектическое суждение — спекулятивное суждение», другую триаду — «тезис — антитезис — синтез». Однако вместо второй триады «тезис — антитезис — синтез», следует использовать именно первую триаду «понимание — диалектическое суждение — спекулятивное суждение». Согласно исследователю гегельянства Давиду Карлсону, Гегель для описания шага логического процесса использовал именно первую триаду, а не вторую[6].

Сам Гегель никогда не использовал триаду «тезис — антитезис — синтез». Она была введена философом Генрихом Халибеусом в 1837, который, по мнению исследователя гегельянства Давида Карлсона, чрезмерно упрощал немецкий идеализм, и нелепые изобразительные средства которого должны быть забыты вместе с его именем[6].