Триодь


Трио́дь, Триодио́н (от др.-греч. τρία — «три» и ᾠδή, ᾠδά — «песнь») — в православной церкви общее название богослужебных книг, содержащих трёхпесенные каноны («трипеснцы»), откуда и происходит название.

Триоди покрывают круг подвижных праздников года, даты которых находятся в зависимости от дня празднования Пасхи: от подготовительных седмиц[1] к Великому посту (то есть от Недели о мытаре и фарисее[2]) до первого воскресенья после праздника Святой Троицы (то есть до Недели Всех святых). Первые две подготовительные седмицы Триодь используется только в воскресной службе на Неделю о мытаре и фарисее и на Неделю о блудном сыне, а начиная со службы на субботу[3] перед Неделей о Страшном Суде — ежедневно.

Изначально Триодь существовала в виде единого сборника, а затем была разделена на две части — «Триодь постную» и «Триодь цветную»[4].

Когда цветная Триодь начинается с Пасхи, её называют «Пентикоста́рион»[7][8], «Пентикоста́рий»[9][10] (от др.-греч. Πεντηκοστή[11] — «Пятидесятница»), а постную Триодь называют просто «Триодью».

Триодь восходит к единому комплексу песнопений тропарно-стихирного типа, предположительно сложившемуся в VII веке и носившему название «Тропологий» (Τροπολόγιον). Впоследствии единый кодекс распался на минейную (тексты неподвижного годового круга), триодную (тексты подвижного пасхального круга) части и Октоих (тексты седмичного круга).

Гимнографический состав Триоди показывает, что за некоторыми исключениями полный канон присутствует на воскресных службах, в то время как на буднях — только трипеснец и четверопеснец. Следовательно, можно считать, что изначальной позицией для полного канона является воскресенье. Идея полного византийского канона могла быть связана со своеобразным «суммированием», собиранием всех библейских песней недели в службе воскресенья — первого и одновременно восьмого дня, «праздников праздника и торжества торжеств». В богословии времени эта идея соответствует теории άνακεφαλαίωσις, или «совозглавления», выдвинутой ещё святителем Иринеем Лионским: «Христос собирает в Себе всего человека и Собою исполняет всё». Таким образом, воскресенье как День Господень (κυριακή ήμέρα) «возглавляет» всю неделю и вбирает её в себя, что отражается в такой гимнографической конструкции, как канон[12].