Три Святителя (броненосец)


«Три Святителя» — линкор Черноморского флота додредноутного типа. Является развитием балтийского броненосца «Наварин», с некоторыми улучшениями в бронировании и вооружении. Построен на Николаевской верфи, заложен в 1891 году, спущен на воду в 1893-м, вступил в строй в 1895 году[2]. Модернизирован в 1911—1912 годах. Принимал участие в боевых действиях на Чёрном море в 1914—1916 годах. В 1922 году был разобран на металл.

В начале 90-х годов XIX века основу Черноморского флота составляли четыре барбетных броненосца типа «Синоп» и одиночный «Двенадцать Апостолов». При всей своей оригинальности, эти корабли стремительно устаревали, поэтому в сентябре 1891 года на Николаевском адмиралтействе «в присутствии Его Императорского Высочества великого князя Алексея Александровича» был заложен башенный броненосец «английской» схемы, получивший название «Три Святителя» (в честь почитаемых в Православной церкви трёх вселенских учителей) и ознаменовавший собой важный этап в отечественном кораблестроении.

Прототипом его послужил балтийский «Наварин». В то же время недостатки последнего в новом проекте удалось в значительной мере преодолеть. Во-первых, было решено отказаться от неоправданного ограничения размеров — в результате проектное водоизмещение достигло 12 480 т. Во-вторых, с учётом негативного опыта отечественных поставок брони для «Наварина»[Прим. 1], броня для корабля была заказана в Англии на заводе компании «Виккерс». Более прочная никелевая броня была доставлена своевременно. В-третьих, уже в ходе строительства 35-калиберные орудия главного калибра заменили новыми 40-калиберными. Прекрасно показали себя и ходовые механизмы (также закупленные в Англии): на испытаниях «Три Святителя» развил скорость 17,7 узла вместо проектных 16-ти. В результате к моменту ввода в строй новый черноморский броненосец мог считаться не только сильнейшим кораблем Российского флота, но и мира[3]. В 1899 году корабль был оснащен радиостанцией конструкции А. С. Попова с дальностью связи около трех морских миль[4].

Вертикальные броневые плиты обрабатывались по способу Гарвея в отличие от «Наварина», имевшего сталежелезную броню. Главный пояс достигал толщины 457 мм (в оконечностях 406), башни главного калибра и нижний каземат защищались 406-мм броней. Нижняя палуба из листов никелевой стали толщиной 76 мм имела скосы к нижней кромке главного пояса, бронировалась и крыша каземата (53 мм).

В годы первой русской революции принимал участие на стороне правительственных войск, в попытке усмирить восставший броненосец «Потемкин» и в обстреле крейсера «Очаков» в ноябре 1905 года. В составе Черноморской эскадры участвовал в бою с германо-турецким линейным крейсером «Гебен» (англ. SMS «Goeben») у мыса Сарыч 17 ноября 1914 года, однако плохая видимость не позволила вести прицельную стрельбу кораблям, следовавшим в кильватере за флагманским «Евстафием».