Три народных принципа


Три народных принципа (доктрина Саньминь, кит. трад. 三民主義, упр. 三民主义, пиньинь Sān Mín Zhǔyì, палл. сань минь чжуи) — политическая доктрина, разработанная китайским политиком и философом Сунь Ятсеном. Часть политической философии, направленной на превращение Китая в свободное, процветающее и сильное государство.

Наследие идеологии «трёх народных принципов» наиболее очевидно прослеживается в государственном устройстве Китайской республики (Тайваня) и идеологии Гоминьдана. В частности, «народные принципы» упоминаются в первой строке государственного гимна Тайваня и в первой статье тайваньской конституции[1].

Принцип национализма (кит. трад. 民族主義, упр. 民族主义, пиньинь mínzú zhǔyì, палл. миньцзу чжуи) подразумевает освобождение Китая от доминации империалистических держав. Чтобы достигнуть этой цели, Сунь Ятсен считал необходимым развивать гражданский национализм (в противоположность этноцентризму) и «объединить различные народности Китая», прежде всего пять основных народностей: ханьцев, монголов, тибетцев, маньчжуров и мусульман (в частности, уйгуров). Единство пяти народностей символизировал пятицветный флаг Китайской республики (19111928). В действительности эта концепция означала искусственное включение этих народов, получивших права самоопределения после распада маньчжурской империи Цин, в национальное государство ханьцев — Китайскую Республику.

Принцип демократии (кит. трад. 民權主義, упр. 民权主义, пиньинь mínquán zhǔyì, палл. миньцюань чжуи) соответствует конституционному правлению западного типа. Согласно Сунь Ятсену, идеальная для Китая политическая жизнь делится на две «власти»:

Политическая власть (кит. трад. 政權, упр. 政权, пиньинь zhèngquán, палл. чжэнцюань) — аналогичное западным гражданским правам и парламентаризму право людей выражать политические требования. К данной группе относится четыре вида прав: право на выборы, право на отзыв избранных представителей, право на законодательную инициативу и право на референдум. В соответствии с этим принципом было создано Национальное собрание Китайской республики.

Власть государственного управления (кит. трад. 治權, упр. 治权, пиньинь zhìquán, палл. чжицюань). Сунь Ятсен расширил западную теорию трёх ветвей государственного управления и системы сдержек и противовесов, соединив её с китайской традицией пяти ветвей правительства (кит. упр. , пиньинь yuàn, палл. юань): к законодательной, исполнительной и судебной власти (по философии Монтескьё) Сунь Ятсен добавил контрольную и экзаменационную (селективную). Первоначально законодательная власть должна была быть частью «власти государственного управления» и не равноценна национальному парламенту (входящему в «политическую власть»).