Троада в древнегреческой мифологии


Вопрос о языке Гектора и Приама занимал учёных с античности. Вместе с тем в слоях Гиссарлыка, относимых к бронзовому веку, письменные памятники долгое время не обнаруживались. Из хеттских источников известно, что в Вилусе для письма использовались деревянные, а не глиняные таблички[433]. Такие носители письма не отличаются долговечностью и неизбежно погибают при пожарах.

В середине 1980-х гг. Н. Н. Казанский опубликовал несколько обломков глиняных сосудов из Трои с непонятными знаками, напоминавшими критское письмо: он назвал эти знаки троянским письмом. По мнению большинства специалистов, это не надписи, а лишь подражание письменности.

В 1995 г. в слоях Трои VII была обнаружена печать с лувийскими иероглифами[434]. В сочетании с последними данными о том, что имена Приама и других троянских героев скорее всего имеют лувийское происхождение, в научном мире всё более укореняется мнение о том, что древние троянцы говорили на лувийском наречии. В выпущенной в 2004 году Оксфордским университетом монографии Иоахим Латач[англ.] приходит к выводу, что лувийский язык был официальным языком гомеровской Трои. Вопрос о повседневном языке троянцев пока остаётся открытым.

Несмотря на это, Троя находилась под сильным эллинским влиянием, многие знатные троянцы параллельно носили местные и греческие имена (например, Парис одновременно носил имя Александр). Тот факт, что греческие имена троянцев не являются выдумкой Гомера, подтверждают хеттские надписи, упоминающие Алаксанду (т.е. Александра) и других правителей Таруисы (Вилусы).