Троллейбус


Тролле́йбус (троллей + бус) — безрельсовое механическое транспортное средство (преимущественно пассажирское, хотя встречаются троллейбусы грузовые и специального назначения[1]) контактного типа[1] с электрическим приводом, получающее электрический ток от внешнего источника питания (от центральных электрических станций)[1] через двухпроводную контактную сеть постоянного тока с помощью штангового токоприёмника[2] и сочетающее в себе как преимущества, так и недостатки трамвая и автобуса[3].

По современной классификации троллейбус является разновидностью электробуса с питанием в движении (англ. in-motion-feeding (IMF) bus)[4] от контактной сети.

К комбинированному подвижному составу электрического транспорта относятся троллейбусы, дополнительно оснащённые системами автономного хода на аккумуляторах, также называемые электробусами с зарядкой в движении (IMC), суперконденсаторах[5], двигателях внутреннего сгорания[1] или топливных элементах. Троллейбус, имеющий на борту два тяговых двигателя — электрический и внутреннего сгорания — получающие питание раздельно, и имеющие независимый привод на ведущие колёса, называется дуобусом. Если же тяговым является только электродвигатель, а тепловой двигатель (внутреннего или внешнего сгорания) питает его через тяговый электрогенератор и не имеет прямого привода на ведущие колёса, то такой транспорт называется теплоэлектробусом[1].

Троллейбусы используются преимущественно в городах, но также существуют междугородные и пригородные троллейбусы. В СССР изначально рассматривались как пригородный транспорт[6], но позднее ими стали заменять трамваи на участках, где использование последних затруднено — например, в исторических центрах городов с узкими улицами. В СССР, лидировавшем в мире по троллейбусным перевозкам, ежегодно перевозилось более 10 млрд пассажиров в 178 городах[7], в 122 из которых во внутригородских перевозках грузов использовались грузовые троллейбусы. Советские троллейбусы семейства ЗиУ-9/682 были самыми массовыми в мире, выпущенными в количестве 42 тысяч единиц и эксплуатировавшимися в более чем двух десятках стран. На 1990 год Москва была[8] «троллейбусной столицей» мира ввиду самой масштабной сети[9].

Слово «троллейбус» заимствовано из англ. trolley bus. Это английское название возникло, по одной из версий, как сочетание американизма trolley («трамвайный вагон» — ср. брит. streetcar, tram)[10] и английского bus («автобус»)[11] — первые троллейбусы воспринимались публикой как «гибрид автобуса и трамвайного вагона» (в ранних публикациях на русском языке троллейбус описывался как «безрельсовый трамвай»)[12]. По другой версии, в этом сочетании слово trolley используется в значении «тележка» и содержит ссылку на токосъёмник в виде катящейся по проводам тележки, использовавшейся в первых троллейбусах[13], что в дальнейшем привело к заимствованию термина «тролле́й».