Трон Людовизи


«Трон Людовизи» итал. Trono Ludovisi — условное название выдающегося произведения античного искусства периода ранней классики, или строгого стиля (490—450 гг. до н. э.). Одно из главных сокровищ экспозиции Национального музея в Палаццо Альтемпс в Риме, где хранится коллекция произведений античного искусства семьи Людовизи. Атрибуции этого произведения спорны, большинство специалистов склоняется к тому, что оно было создано греческим мастером, работавшим в Италии, возможно неоаттической школы[2]. По иной версии, это произведение начала V века до н. э. ионийского[3] происхождения.

Памятник был найден в 1887 году на территории бывших Садов Саллюстия — при перестройке римской виллы Людовизи. (Там же в различное время были найдены другие знаменитые античные произведения: Ваза Боргезе, Умирающий галл, Галл Людовизи, Гермафродит Боргезе, Группа Сан-Ильдефонсо и другие). Рельефы «трона» стали частью коллекции семьи Людовизи, размещённой в разных дворцах, однако в 1894 году семья из-за финансовых трудностей продала своё собрание государству. В 1982 году Министерство культурного наследия Италии выкупило Палаццо Альтемс в центре города близ Площади Навона для его реставрации и последующего размещения экспозиции Национального римского музея. Согласно планам реформирования Национального музея старые фамильные коллекции крупнейших собирателей античного искусства должны были быть по возможности восстановлены в родных особняках, одним из которых стало Палаццо Альтемпс[4].

Слово «трон» возникло благодаря долгое время бытовавшему в науке мнению, что этот мраморный блок составлял основание трона. Позднее это мнение было отвергнуто. Существует мнение, что блок был частью алтаря[3]. В 1982 году[5] было выдвинуто предположение, что этот памятник может восходить к недавно открытому храму в Марасе, близ Локри (Locri Epizephyrii; Южная Италия) — ионическому храму Афродиты, который был перестроен как раз около 480-х гг. до н. э. — по размеру Трон соответствует блокам, сохранившимся в храме (возможно, он использовался как парапет бофроса), а по стилю — терракотовым вотивным табличкам (пинакам) оттуда[6]. В этом случае объект мог быть привезён в Рим после завоевания Южной Италии римлянами в 241 г. до н. э. Его центральная часть, как считается, изображает сцену подъёма богини Афродиты из волн морских и помогающих ей служанок; а две боковые — обнажённую и закутанную женщин, первая из которых музицирует, вторая совершает жертвоприношение.

Мраморный блок сильно повреждён — отбита верхняя часть изображения (так называемый «пологий фронтон» в центральном рельефе, а также головы и плечи служанок). Край ноздри у богини слегка отбит, как и самый кончик носа[7].