Труба судна


Труба судна (дымовая труба) на современных крупных судах — удлинённая вертикальная (или с наклоном в сторону кормы судна) конструкция, возвышающаяся над надстройками (рубками) судна и предназначена для отвода продуктов горения в атмосферу. Является важной частью архитектурного оформления силуэта судна. Представляет собой кожух, внутри которого находятся газо-выхлопные, дымоходные трубы, глушители. Кожухи имеют различную форму[1]. Иногда на судне ставят декоративную фальштрубу, не связанную с машинным отделением[1].

В истории судостроения есть суда с несколькими трубами. Количество труб, их форма и окраска важны для опознавания типа и принадлежности судна.

На малых судах (лодках, катерах, судах на подводных крыльях, катамаранах) трубы могут быть выведены в сторону (а не вверх) или могут быть настолько малы, что не в состоянии нести эмблемно-опознавательную функцию.

Заманчиво расположить на высокой трубе антенны (труба-мачта), но это делают нечасто (например, эскадренные миноносцы типа «Татикадзэ»), дым разъедает их.

Труба судна с самого начала имела опознавательную функцию. Огромный размер труб по отношению к размеру судна позволял заметить трубу и мачты судна сразу с появлением судна на горизонте, а дым от трубы можно было увидеть ещё до появления судна на горизонте. Опознать судно по хорошо выступающей трубе (трубам) можно издалека, иногда при появлении судна на горизонте, а это, при хорошей видимости, около 25 миль (46 км).

Небольшого размера эмблему на трубе судна так далеко не увидеть. По количеству и расположению труб (трубы) на судне можно было определить какое судно (или какого типа судно), так как однотипные суда (включая военные корабли) имели одинаковое количество труб.


Греческий бункеровщик «ΑΓΙΑ ΖΩΝΗ III» с трубой-мачтой. Обе фотографии от 27 января 2007 года.

вид сбоку...
...и сзади.