Трубопровод


Трубопрово́д — инженерно-техническое сооружение, предназначенное для транспортировки газообразных и жидких веществ, пылевидных и разжиженных масс[1], а также твёрдого топлива и иных твёрдых веществ в виде раствора под воздействием разницы давлений в поперечных сечениях трубы. В России трубопроводный транспорт считается частью транспортной инфраструктуры.

По данным 2014 года, общее количество трубопроводов в 120 странах мира составляет чуть менее 3 500 000 км. На США приходится 65%, на Россию - 8%, на Канаду - 3%, таким образом, 76% всех трубопроводов приходится на эти три страны[2].

Нефтяник из Пенсильвании, Дж. Л. Хатчинсон, первым построил реальный трубопровод в 1862 году, который работал по принципу сифона. В следующем году удалось построить нефтепровод в 3 км, использующий систему насосов. Однако из-за протечек в местах стыка труб многие сомневались в эффективности данной затеи[3].

В 1863 году Дмитрий Менделеев предложил доставлять нефть с бакинских нефтяных приисков до морского порта не в бочках, а по трубам. Предложение не было принято.

В 1877 году Александр Бари и его помощник Владимир Шухов вновь выдвигают идею трубопроводного транспорта, опираясь и на американский опыт и на предложение Менделеева, и в 1878 году Шухов построил первый в России нефтепровод от Баку до нефтеперерабатывающих заводов[4].

По инициативе Менделеева в 1896—1906 годах по проекту Шухова был построен первый магистральный трубопровод диаметром 200 мм, длиной 833 км для перекачки керосина из Баку в Батум, который стал самым крупным трубопроводом в мире. В 1910—1913 годах построен нефтепровод «Грозный — Махачкала» диаметром 200 мм, длиной 162 км. После 1925 года построены нефтепроводы диаметром 250 мм: «Баку — Батум» длиной 834 км, «Грозный — Туапсе» длиной 618 км. Батум после 1936 года был переименован в Батуми.