Трудовая теория стоимости


Трудова́я тео́рия сто́имости (ТТС, англ. labor theory of value), — экономическая теория, в соответствии с которой стоимость товаров формируется количеством общественно необходимого труда для их производства (или воспроизводства) в данных социально-экономических условиях. Стоимость проявляется при обмене товаров в форме меновой стоимости (выражена в количестве другого товара) или цены (выражена в количестве денег). Считается, что в идеале товары обмениваются пропорционально их стоимости. При этом признаётся, что идеал является ориентиром, целью, направлением тенденции, а реальные цены (пропорции обмена) могут значительно отклоняться от него в любую сторону. Но чем больше операций обмена, тем ближе среднее значение меновой стоимости к пропорции, обусловленной отношением стоимостей обмениваемых товаров.

Еще Ибн Халдун, яркий представитель классического периода развития арабской философии[1], которого впоследствии называли «арабским Марксом»[2], полагал, что стоимость товара зависит от того количества труда, которое на него затратили[3][4][5].

Различные варианты трудовой теории стоимости выдвигали основатели классической политической экономии: Уильям Петти, Адам Смит, Давид Рикардо. Завершённую форму эта теория получила в трудах Карла Маркса, поэтому обычно она ассоциируется именно с марксизмом.

Взгляды о том, что труд лежит в основе стоимости (цены), зародились ещё в Древней Греции. Уже Аристотель указывал, что «справедливое равенство установлено так, чтобы земледелец относился к башмачнику, как работа башмачника к работе земледельца»[6]. Эти идеи развивали многие другие мыслители, в том числе Джон Локк, Уильям Петти. Например, Локк в книге «Два трактата о правлении» предположил, что «именно труд создаёт различия в стоимости всех вещей», «труд составляет гораздо большую часть стоимости вещей, которыми мы наслаждаемся в этом мире; а земля, которая даёт сырьё, вряд ли должна учитываться хоть в какой-то мере или же должна, самое большее, включаться как очень маленькая часть её»[7]. Однако пропорции реального обмена товаров эти авторы неизменно обосновывали их полезностью для потребителя.