Труды и дни


«Труды и дни» (др.-греч. Ἔργα καὶ Ἡμέραι; также известна как «Работы и дни») — поэма древнегреческого поэта Гесиода, одно из классических произведений античной литературы. Считается первым произведением дидактического жанра в древнегреческой литературе[1].

«Труды и дни» написаны в форме обращения Гесиода к своему брату Персу с привлечением мифологических, этических и практических хозяйственных знаний.

«Труды и дни» — один из важнейших источников по изучению дофилософской мысли Древней Греции. В произведении содержится ряд идей, которые использовались позднейшими авторами.

Поэма имела большое значение для формирования антропоцентрического мировоззрения в Древней Греции[3]. Благодаря присущему автору практицизму и акценту на описании жизни людей поэму называют «совершенно светским видом эпоса»[3]. Это "замечательное произведение полное описаний крестьянского быта, личных переживаний и тонкого юмора", - отмечается в справочнике "Кто есть кто в античном мире" Бетти Редис[4].

В «Трудах и днях» даётся первое в европейской мысли осмысление истории в развитии. Кроме того, это также первая её интерпретация как регрессивного процесса, в то время как в целом в Греции большее распространение получила идея истории как прогрессивного процесса[6][7][8]. В то же время аналогичная классификация о смене эпох существует в индийской и иранской мифологии, хотя Гесиод и добавил к ней «век героев» (в оригинале — «род героев» или «поколение героев»)[2][6]. Часто высказывается мнение, что Гесиод заимствовал четырёхчастную схему с Востока, но дополнил её веком героев, поскольку «в его времена ещё слишком живы были эпические воспоминания о микенской цивилизации»[9][10][11][12]. Альтернативой заимствованию с Востока называется фольклорное происхождение концепции[13]. Отдельные исследователи называют «век героев» более поздней вставкой[14], хотя на фоне всего описания он выглядит уместно[15][16].

Гесиоду приписывают введение в употребление понятия «золотой век», хотя в оригинале употребляется др.-греч. χρύσεον γένος ἀνθρώπων (chrúseon génos anthrópon — золотой род или золотое поколение[17] человечества). Это связывается с тем, что в Греции была распространена генеалогическая, а не хронологическая интерпретация истории[18].