Тула-Лихвинская узкоколейная железная дорога



железная дорога общего пользования с шириной колеи 750 мм, соединявшая Тулу и город Лихвин (Чекалин) Тульской области.

Строительство линии Тула-Лихвинской железной дороги велось Московским Обществом подъездных путей, началось в 1899 году и закончено в январе 1905 года. Для устройства шпал использовались тонкие жерди от срубленных на месте деревьев, обходясь без балластировки, их клали прямо на лесной мох. В качестве топлива для маломощного локомотива служили берёзовые кругляши, а через болтавшийся на боку паровоза во время движения рукав набиралась вода из попутных речек.

Регулярное движение на железной дороге открылось 25 декабря 1905 года от главного железнодорожного вокзала города Тулы — Московского вокзала.

Основным грузом, перевозимым по железной дороге, стала продукция Дубенского чугунолитейного завода и спиртового производства в Воскресенском. Пассажирское сообщение осуществлялось ежедневно. В 15-30 поезд отправлялся из Тулы и в 23-10 прибывал в Лихвин. На полпути на главной промежуточной станции в Дубне состав останавливался на 40 минут. В обратную дорогу поезд трогался в 2-25 и в 9-45 прибывал в Тулу[2].

Дорога проходила по району, окружённому лесными массивами и не имеющему развитой транспортной сети, поэтому значение её как связывающей транспортной нити трудно переоценить.

В 1931 году началась постройка железной дороги широкой колеи от Тулы до Сухиничей, через Козельск. В этой постройке важную роль сыграла узкоколейка. Однако из-за параллельного пролегания трасс двух дорог в 1941 году был закрыт участок узкоколейки от Лихвина до Ханино.