Тумина, Яна Марковна


Я́на Ма́рковна Ту́мина (род. 27 апреля 1972, Ленинград) — российская актриса театра и режиссёр, неоднократный номинант и лауреат национальной театральной премии Российской Федерации «Золотая маска» и высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит». Уже в 17 лет она сыграла свои первые роли в театре «ДаНет» Бориса Понизовского. За главную женскую роль в его спектакле «Репетиции с Жаном и фрёкен Жюли» по пьесе Августа Стриндберга Яна Тумина была отмечена в 1994 году в Стокгольме на Бергмановском фестивале. Длительное время Яна Тумина активно сотрудничала с Максимом Исаевым и Павлом Семченко как актриса, соавтор спектаклей и режиссёр Русского инженерного театра АХЕПерейти к разделу «#Биография».

Яна Тумина училась на заочном отделении кафедры театра кукол Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, а затем — в аспирантуре кафедры актёрского мастерства и режиссуры театра кукол СПбГАТИ. С 1996 года режиссёр начала преподавательскую деятельность в этом вузе. С 2009 года Яна Тумина работает в качестве независимого режиссёра. Она поставила спектакли на сценах крупных столичных и петербургских театров: в Театре на Таганке, на Новой сцене Александринского театра, в Большом театре кукол, в Малом драматическом театре — Театре Европы, в Большом драматическом театре имени Г. А. ТовстоноговаПерейти к разделу «#Биография».

Целый ряд спектаклей режиссёра удостоился национальной театральной премии «Золотая маска»Перейти к разделу «#Известные спектакли». Она осуществила ряд социальных проектов, посвящённых детям с особенностями развития, а также сталинским репрессиямПерейти к разделу «#Биография». Художественные критики крупных российских журналов отмечают уникальность творческого стиля Яны ТуминойПерейти к разделу «#Особенности режиссёрского метода».

Яна Тумина родилась 27 апреля 1972 года в Ленинграде, в семье художника Марка Хаимовича (Ефимовича) Тумина, принадлежавшего к так называемой эрмитажной школе[1][2]. В детстве увлекалась поэзией Александра Пушкина, впоследствии она вспоминала, что над постелью у неё висел портрет поэта. В пять лет уже знала наизусть его сборник «Песни западных славян», но засыпала под чтение мамой «Евгения Онегина»[3]. Другим любимым автором девочки стал Эрнст Теодор Амадей Гофман. К творчеству прусского писателя-романтика Яну Тумину приобщил отец, его она относила к деятелям искусства, «которые стремились обрести свою Атлантиду, несмотря на мучительное несоответствие себя и системы, в которой жили»[4]. В одном из интервью Яна Тумина сказала, что её первым учителем в режиссуре был именно отец. Он рассказывал дочери о композиции и живописи, художественных образах. Когда они ездили на электричке от Ленинграда до Петергофа, где он около двадцати лет преподавал в художественной школе, отец делал наброски и беседовал с дочерью об искусстве[5].