Тунеядство


Тунея́дство (от церк.-слав. туне «даром, без платы; напрасно; без причины» + ясти «есть, питаться») в нетерминологическом значении — «безделье»[1], «жизнь за счёт чужого труда, на чужой счёт[2]», «паразитическое существование за счёт общества»[3]. Является одной из форм социального паразитизма[4].

В законодательстве СССР в 1961−1991 годах — состав преступления, заключавшегося в «длительном проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда[4]».

Существительное «тунеядство» церковнославянского происхождения; это сложное слово, образованное слиянием устаревшего ныне наречия туне (означающего «даром, бесплатно, безвозмездно») с глаголом ясти (означающего «есть, питаться»). Аналогично устроено исконное существительное дармое́д.

В Российской империи слово «тунеядец» употреблялось в некоторых законодательных актах, но тунеядство само по себе не считалось нарушением закона. Петровская «Табель о рангах», определяя место в иерархии государственной службы, в некоторой степени давала возможность выдвинуться талантливым людям из низших сословий, «… дабы тем охоту подать к службе и оным честь, а не нахалам и тунеядцам получать», — гласила одна из описательных статей закона. В досоветские времена в понятие тунеядства не вкладывалось никакого особого социально значимого контекста. Бездельник жил за счёт своих близких, общественной моралью это не одобрялось, и не более того. И только в советские времена жизнь без труда стала восприниматься как паразитирование на всём обществе, а не на отдельных людях.

Резко критическое отношение к социальному паразитизму характерно для социалистов, начиная с XIX века. Французский текст гимна социалистов «Интернационал» (1875) содержит эту идею, заострённую в русском переводе Аркадия Коца (в 1917−44 — советский гимн):