Тургеневская девушка


Турге́невская де́вушка, или тургеневская барышня, — типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный тип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких созданных им женских персонажей в романах и повестях 1850-х — 1880-х годов.

В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в глухом поместье (без тлетворного влияния светской и городской жизни), чистая, скромная и неплохо образованная. Как правило, она явный интроверт, плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой она не отличается, часто может восприниматься как дурнушка.

Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание следовать идее служения народу, и не обращает внимание на внешний лоск и богатство других претендентов на её руку. Влюбившись, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на неприятие её выбора родителями или внешние обстоятельства.

Иногда она влюбляется в недостойного, переоценив его душевные качества. Несмотря на свою хрупкость и мечтательность, она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен окружающим; она ставит перед собой цель и стремится к ней, преодолевая преграды, и порой достигает намного большего, чем мужчина её круга. Её отличает огромная нравственная сила, решимость «идти до конца», жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью. Тургеневские героини этого типа обычно противопоставлены автором более слабому герою, типичному «лишнему человеку», и по ходу развития сюжета демонстрируют «превосходство свежей, энергической девушки над вялым продуктом великосветской, условно-этикетной жизни»[1]. В отличие от вялых и эгоистичных лишних людей тургеневская девушка может пожертвовать собой ради любимого человека или во имя какой-либо высокой идеи[2]. Рассудительность в ней сочетается с порывами истинного чувства; любит она упорно и неотступно. Особняком здесь стоит одержимая религией героиня романа «Дворянское гнездо» Лиза Калитина, которая, по словам Д. И. Писарева, «руководствуется инстинктом или авторитетом, создает себе призраки, изнемогает в неестественной борьбе с самыми законными своими побуждениями»[3] и в итоге уходит в монастырь, отвергая Лаврецкого.

В современной языковой ситуации эпитет «тургеневская барышня/девушка» ошибочно употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни[4]; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной[5], неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, лёгкой, влюблённой, изящной[2]; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой; мгновенно краснеющей и смущающейся». Но героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне») и в революцию (как Марианна в «Нови»). Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни, институтки — изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов.