Турецкий фольклор


До провозглашения турецкой республики научные работы в области фольклора велись одиночными исследователями. В 1927 году в Анкаре было создано «Анатолийское фольклорное информационное общество», переименованное позже в «Турецкое информационное общество», которое было первой организацией изучающей турецкий фольклор. В 1964 году был создан «Научно — исследовательский институт фольклора», в 1966 году — «Турецкое фольклорное общество».

В настоящее время в университете Анкары работают: факультет языка, истории и географии, факультет этнологии и антропологии. Фольклор изучается в фольклорном клубе Босфорского университета, в Ближневосточном техническом университете и др. Но до недавнего времени собранный фольклорный материал не подвергался научной систематизации.

К литературным произведениям турецкого фольклора принадлежат доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Первые произведения турецкого фольклора создавались на нескольких языках: арабском — при написании религиозных и научных текстов, фарси — для придворной поэзии, турецком — в устном народном творчестве.

Турецкий эпос «Огуз-наме» в значительное мере вобрал в себя эти произведения. К послеисламскому эпосу относятся произведения «Китаби деде Коркуд», цикл дастанов о Кёроглы, произведения лубочной литературы, волшебные, бытовые, шуточные сказки, басни о животных, анекдоты (включая анекдоты о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки и др.

Турецкий музыкальный фольклор включает в себя вокальную, инструментальную и песенно-танцевальную музыку[1][2].

В турецкой народной музыке выделяются две характерные группы — кырк хава (короткая мелодия) и узун хава (длинная мелодия). Для кырк хава свойственны мелодии небольшого диапазона в равномерном ритме, для узун хава — ритмически свободные мелодии широкого диапазона. Популярен жанр народных песен Тюркю́, не имеющий характерной формы исполнения, каждая отдельная песня жанра является самостоятельным произведением со своей мелодией.