Туринская плащаница


Тури́нская плащани́ца (итал. Sindone di Torino) — льняное полотно размером 4,37 на 1,11 метра[1] с негативным изображением мужчины в полный рост, видами спереди и сзади, почитаемое как святыня католической и православной церквями. Многие христиане считают, что именно в это полотно завернули тело Иисуса Христа после смерти, однако официальные представители католической и православной церквей, признавая святость плащаницы, не делают прямых заявлений о её происхождении[⇨]. В настоящее время плащаница хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Документально впервые была зафиксирована в 1353 году во Франции. Результаты радиоуглеродного анализа 1988 года показали, что ткань плащаницы была создана в Средние века (в XIII или XIV веках)[⇨].

Католическая церковь не имеет официальной позиции по вопросу происхождения Туринской плащаницы. Антипапа Климент VII в конце XIV века благословил поклонение Туринской плащанице как святыне, являющейся образом или представлением истинной плащаницы[2]. Более поздние Папы римские, начиная с Юлия II, не ставили под сомнение подлинность плащаницы[2]. В 1958 году папа римский Пий XII одобрил поклонение плащанице как иконе Христа[3]. Иоанн Павел II назвал плащаницу «чудом Евангелия»[2], а в 1980 году во время визита в Турин назвал её «выдающейся реликвией, связанной с таинством нашего спасения». В то же время, папы Бенедикт XVI в 2010 году и Франциск в 2013 году продолжили традицию осторожных высказываний о плащанице, используя термин «икона», а не «реликвия». По словам главного редактора ватиканского журнала Чивильта каттолика Антонио Спадаро, это связано с тем, что у Святого Престола нет намерения вступать в дебаты по поводу датировки плащаницы[4].

Православная церковь также не имеет официальной позиции по вопросу подлинности[5]. Патриарх Алексий II освятил копию плащаницы как «Нерукотворный образ Спасителя»[6].

После Воскресения Иисуса Христа о погребальных пеленах, которые апостол Пётр увидел в пустой гробнице, сообщают евангелисты Лука и Иоанн.