Тур де Франс 1905


Тур де Франс 1905 — 3-я супервеломногодневка по дорогам Франции. По сравнению с предыдущим скандальным годом, гонку ожидали большие изменения: количество этапов было увеличено почти в 2 раза, их длина сокращена, а победитель определялся по очкам, а не по времени.

Анри Дегранж, сомневавшийся в целесообразности проведения гонки после скандалов предыдущей, серьёзно реорганизовал её[1]. Количество этапов было увеличено с 6 до 11, их длина сокращена (каждый из этапов был короче 350 километров, в предыдущем же году столь малой дистанцией обладал лишь один этап). Целью было уменьшение езды в тёмное время суток, когда судьям было сложно контролировать чистоту борьбы. Победитель общего зачёта теперь определялся не по времени, а по штрафным очкам: победитель этапа получал 1 очко; остальные гонщики получали на 1 очко больше предыдущего финишировавшего спортсмена, плюс по 1 очку за каждые 5 минут отставания от него, но не более 10 штрафных очков за временное отставание, то есть в худшем случае на 11 очков больше, чем предыдущий финишировавший.

Кроме абсолютного зачёта теперь разыгрывалась классификация среди гонщиков, не имеющих права замены велосипеда в течение всей гонки. Впервые в маршрут вошли серьёзные горные подъёмы, 1246-метровый Коль Байар в Альпах Дофине и 1178-метровый Баллон д'Альсак в Вогезах со средним градиентом 5,2 %. Дегранж сомневался в возможности гонщиков преодолеть такие подъёмы, и включил их под личную ответственность своего помощника, предложившего эти горы. Первые 4 гонщика предыдущего Тура были дисквалифицированы на несколько лет, и не могли участвовать в гонке 1905 года; однако наказание для Ипполита Окутюрье было уменьшено до выговора, и он смог стартовать[2].

В гонке стартовали 60 гонщиков, лишь двое из которых были иностранцами, бельгийцами. До финиша в Париже добрались 24 из них, хотя уже на 1-м этапе в лимит времени уложились лишь 15: отголосками прошлогодних выходок болельщиков стали 125 килограмм гвоздей, рассыпанных на маршруте первого дня[3]. Из всего пелотона лишь один гонщик избежал проколов[4]; до финиша 15 гонщиков добрались в пределах лимита времени, ещё 15 вне лимита, оставшаяся половина доехала до Нанси на поезде. Организаторы пошли навстречу участникам, разрешив оплошавшим продолжить гонку с 75 штрафными очками у каждого. Победу же на этапе одержал военнослужащий французской армии Луи Трусселье, отпросившийся из своей части на сутки; после успеха его отпуск был продлён до конца Тур де Франс[5]. На 2-м этапе участников ждала первая в истории Тура гора, Баллон д'Альсак. Первым на её вершину взобрался Рене Поттье, развивший при этом среднюю скорость 20 км/ч. На равнине его догнал Окутюрье, победивший на этапе, но Поттье перехватил лидерство в общем зачёте. Он также был назван первым «горным королём» Тур де Франс. Однако на 3-м этапе ему пришлось сойти из-за тендинита[6], а победитель этого этапа Трусселье снова вышел в лидеры.