Ту-142


Ту-142 (по кодификации НАТО: Bear-F) — советский и российский дальний противолодочный самолёт (ДПЛС).

Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения ПЛАРБ противника в районах патрулирования. Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы и только потом для поиска и слежения за ПЛАРБ (после окончания холодной войны).

В начале 1960-х годов в составе ВМС США появились атомные подводные лодки — носители баллистических ракет большой дальности. В связи с этим от ВПК СССР потребовались адекватные меры. Проектирование базового самолёта противолодочной обороны (ПЛО) в качестве средства нейтрализации одной из составляющих ядерных сил США началось в 1963 году. Ту-142 явился дальнейшим развитием и глубокой модернизацией серийного самолёта разведки и целеуказания — Ту-95РЦ, в отличие от которого имеет новое крыло и оперение с применением суперкритических аэродинамических профилей, интегрированные в крылья топливные баки и модернизированную кабину с незначительно улучшенными условиями работы экипажа. В процессе серийного производства неоднократно модифицировался. Всего построено около 100 экземпляров самолётов Ту-142 различных модификаций.

В 1959 году в состав ВМС США вошла головная ПЛАРБ «Джордж Вашингтон», в следующем году она приступила к боевому патрулированию. К 1963 году было построено пять таких ПЛАРБ. В 1964—1967 годах они были модернизированы, а в боевой состав ВМС вошли ещё 5 ПЛАРБ типа «Этен Аллен» и 9 типа «Лафайет». Находясь в районах боевого патрулирования, эти ПЛАРБ могли нанести ядерные удары по военно-политическим центрам СССР, причём эти удары в те годы не смогла бы отразить никакая система ПРО.

В 1962 году научно-исследовательские организации МО СССР подготовили справку, из которой следовало, что в данной ситуации наиболее приемлемым средством противодействия ПЛАРБ являются ДПЛС с боевым радиусом в два раза большим, чем у Ил-38.

Для сокращения сроков новый самолёт было решено разрабатывать на базе Ту-95РЦ, с установкой доработанного противолодочного комплекса «Беркут» с Ил-38. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совмина СССР № 246-86 о разработке ДПЛС Ту-142 с ППС «Беркут». Тактико-технические требования к нему главнокомандующие ВВС и ВМФ утвердили 20 апреля, а эскизный проект — 9 октября 1963 года. На испытания комплекс требовалось предъявить в начале 1966 года. Однако сроки готовности машины несколько раз срывались, переносились и вновь нарушались. 17 января 1968 года на заседании Военно-промышленной комиссии при Совете министров (ВПК) было принято решение подготовить для заводских и совместных испытаний в 1968 году три Ту-142, а во втором квартале 1968 года предъявить самолёт на государственные испытания (ГСИ).


Ту-142МК № 66 «Иван Борзов»[2]
Ту-142МР в полёте
Ту-142МР борт № 23 красный
Самолёт-лаборатория Ту-142ЛЛ для испытания двигателей. 1993 год.
Ту-142МЗ борт № 53 красный на посадке. Авиабаза Каменный Ручей, ВВС ТОФ. Самолёт возвращается после планового контрольного облёта акватории Тихого океана
Окошко в кабине Ту-142МР. На всех окнах самолёта установлена металлическая сетка для защиты экипажа от электромагнитного излучения
Ту-142 на аэродроме Камрань
Ту-142М сопровождает патрульный самолёт ВМС США P-3C Orion, 6 марта 1986 года
Кабина Ту-142МР
Кабина штурмана навигатора Ту-142МР
Центральный проход с подвижным полом, справа и слева — рабочие места операторов РГП.
Кабина КОУ Ту-142М внутри
Передняя часть фюзеляжа Ту-142МЗ
Ту-142МЗ на взлёте, хорошо видна форма фюзеляжа.
Механизация крыла
Хвостовое оперение
Носовая опора шасси
Основная опора шасси (левая)
Винты АВ-60К
Приёмник топлива системы заправки в полёте
Обтекатель антенны магнитометра «Ладога»
Экран тактической обстановки у командира корабля
Обтекатель РЛС кругового обзора КНН-1 под центропланом Ту-142
БЦВМ «Орбита-10»
Аварийный регистратор с радиомаяком «Опушка-ВМ» под правой половиной стабилизатора (изделие «ВМ» — это СВВП Як-38М)
Генератор постоянного тока ГС-18М, демонтированный
Электромашинный преобразователь на три киловатта
Бортовые разъёмы аэродромного питания ШРАП-500 и ШРАП-400-3Ф
Авиационная бортовая никель-кадмиевая аккумуляторная батарея 20НКБН-25-У3. Краской от руки написан номер борта — «45».
БАНО-57 красный (левый)
Корма Ту-142МЗ, кабина КОУ
Спасательные контейнеры в грузовом отсеке Ту-142М
Ту-142 изд. ВПМ борт №90, оборудованный экспериментальным магнитометром, в полёте над Тихим океаном. Такой самолёт был единственным в 310-м ОПЛАП ДД. Фото сделано пилотом самолёта F/A-18A эскадрильи VFA-151 с авианосца CV-41 «Мидуэй» в 1987 году.