Ту-154


Ту-154 (по кодификации НАТО: Careless) — советский и российский трёхдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер и транспортный самолет 1-го класса для авиалиний средней протяжённости, рассчитанный на перевозку 152—180 пассажиров. Разработан в 1960-х годах в СССР в ОКБ Туполева.

Первый полёт Ту-154 был выполнен 3 октября 1968 года. Самолёт производился серийно с 1970[1] по 1998 годы на Куйбышевском авиационном заводе, пережив несколько модернизаций. Темп выпуска достигал пяти единиц в месяц (c 1976 по 1981 годы производилось в среднем более одного самолёта в неделю, в 1980 — максимально 77 самолётов за год).

С 1998 по 2013 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». В феврале 2013 года, после выпуска борта № 998, «Авиакор» сообщил об окончании производства самолёта данного типа[2].

Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт, который до конца 2000-х годов оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности страны[3].

Ту-154 — один из самых быстрых в мире серийных пассажирских лайнеров с крейсерской скоростью более 900 км/ч[4].

Предварительная разработка советского среднемагистрального самолёта нового поколения, предназначавшегося для замены Ту-104, Ан-10 и Ил-18, началась в ОКБ Туполева в 1963 году под руководством главного конструктора Дмитрия Сергеевича Маркова, заместителя Андрея Николаевича Туполева. Затем главным конструктором стал Сергей Михайлович Егер, а с 1975 года — Александр Сергеевич Шенгардт. В конкурсе также участвовал проект ОКБ Ильюшина Ил-72, который не получил дальнейшего развития. В ОКБ Туполева ставилась задача создать современный пассажирский самолёт, не уступающий по своим параметрам созданному в то время американскому Boeing 727.


Ту-154 в трёх проекциях
Ту-154М, зав.78A317, не типовая кабина экипажа с джойстиком у КВС[7]
Ту-154М, пассажирский салон
Крыло Ту-154
Т-образное хвостовое оперение Ту-154
Основные стойки шасси. Внутри полых ступиц колёс находятся вентиляторы охлаждения тормозных дисков
Технический отсек самолёта Ту-154 в районе подполья кабины. На потолке отсека расположены устройства и агрегаты системы управления полётом
Ту-154А «Аэрофлота»
Ту-154Б-1 TAROM
Ту-154Б-2
Страны, где используется Ту-154. Красные — нынешние пользователи; бордовые — бывшие.
Постройка Ту-154М для МО РФ. 2009 год
Ту-154Б-2 ВВС России
Ту-154М Slovak Government Flying Service
Ту-154Б-2 Armenian Airlines
Ту-154М Белавиа
Ту-154 на ВВЦ. 2005 год
Ту-154М борт RA-85628 около новосибирского аэропорта Толмачёво