Тюдоровская секуляризация


Роспуск монастырей (англ. Dissolution of the Monasteries) — масштабный процесс секуляризации монастырей, происходивший при короле Генрихе VIII в ходе Английской Реформации.

Во время их подавления небольшое количество английских и валлийских религиозных домов могло проследить своё происхождение от англосаксонских или кельтских оснований до норманнского завоевания. Подавляющее большинство из 625 монашеских общин, распущенных Генрихом VIII, возникли на волне монашеского энтузиазма, охватившего западное христианство в XI и XII веках. Немногие английские дома были основаны позже конца XIII века; самым последним из учреждений, что были закрыты вследствие секуляризации, стал женский монастырь бригитток в аббатстве Сион[en], основанный в 1415 году.

Как правило, основатели XI и XII веков наделяли монастыри как «временным» доходом в виде доходов от земельных поместий, так и «духовным» доходом в виде десятины, полученной от приходских церквей под покровительством основателя. Вследствие этого религиозные дома в XVI веке контролировали назначение примерно двух пятых всех приходских бенефициаров в Англии[1], распоряжались примерно половиной всего церковного дохода[2], и владели примерно четвертью земельных богатств страны. Английская средневековая пословица гласила, что если аббат Гластонбери женится на аббатисе Шефтсбери, у их наследника будет больше земли, чем у короля Англии[3].

Двести домов нищенствующих монахов в Англии и Уэльсе составили вторую отдельную волну основанмя, почти все из которых возникли в XIII веке. Братства, по большей части, были сосредоточены в городских районах и в отличие от монастырей избегали приносящих доход пожертвований; монахи, как нищие, ожидали финансовой поддержки за счет подношений и пожертвований верующих, в то время как в идеале они были самодостаточны в производстве основных продуктов из обширных городских огородов.

Роспуск монастырей в Англии и Ирландии произошел в политическом контексте случился на атак в других странах на церковные институты западного римского католицизма, которые происходили в течение некоторого времени. Многие из них были связаны с протестантской Реформацией в континентальной Европе. К концу XVI века монашество почти полностью исчезло в принявших лютеранство или реформацию господствующей верой государствах (за исключением Ирландии). Оно сохранилось в католических странах, где появились новые ордена, вроде иезуитов и капуцинов[4].