Тюильри


Тюильри́ (фр. Tuileries, IPA: [tɥilʁi]), устаревшая русская передача Тюльери) — королевский и императорский дворец в центре Парижа, составлявший единый дворцово-парковый комплекс с Лувром. Дворец был парижской резиденцией большинства французских монархов, от Генриха IV до Наполеона III, пока не был сожжён Парижской коммуной в 1871 году.

Из Тюильри 20 июня 1791 года бежали из Парижа Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а в XIX веке — императрица Мария-Луиза 29 марта 1814 года, короли Людовик XVIII с началом «ста дней», Карл X в июле 1830 года, Луи-Филипп и герцогиня Орлеанская 23 февраля 1848 года, а также императрица Евгения 4 сентября 1870 года.

Дворец состоял из центрального корпуса («павильона») Часов и двух соединённых с ним флигелей — т. н. павильонов Марсан и Флоры. Он замыкал с западной стороны дворик Лувра, который после его сноса превратился в открытое пространство, начинающее собой историческую ось. Прямо перед главным входом высилась арка Каррузель, прославляющая победы Наполеона. На месте основной части дворца теперь одноимённый парк. Павильоны Марсан и Флоры сохранились и входят в состав комплекса Лувра.

Название объясняется тем, что в Средние века на месте Тюильри добывали глину, из которой здесь же в специальных печах получали черепицу (фр. tuile). Инициатива строительства отдельного дворца рядом с Лувром принадлежала вдовствующей королеве Екатерине Медичи, желавшей всегда быть рядом со своими венценосными сыновьями. Строительство в ренессансном стиле было поручено в 1564 году Филиберу Делорму, который руководил проектом до 1570 года. Проект Тюильри был упомянут в его трактатах по архитектуре, однако доподлинно не установлено, каким был его первоначальный замысел[2]. Екатерина Медичи принимала непосредственное участие в планировании и надзоре за строительством[3]

Екатерина Медичи, любившая балы, музыку и театральные представления, отводила Тюильри роль увеселительного ансамбля, который изначально создавался как прежде всего как пространство празднеств и торжественных приемов, а уже потом — как пространство повседневной жизни. Эта особенность получила прямое отражение в его композиции, внешнем облике и внутренней планировке[2].