Тяжёлые крейсера типа «Кент»


Тяжёлые крейсера́ ти́па «Кент» — тип тяжёлых крейсеров Королевского военно-морского флота Великобритании времён Второй мировой войны. Относились к типу «Каунти» 1-й серии. Всего для британского флота построено 5 кораблей: «Кент» (Kent), «Бервик» (Berwick), «Камберленд» (Cumberland), «Корнуолл» (Cornwall), «Саффолк» (Suffolk). Ещё 2 крейсера построено для ВМС Австралии: «Австралия» (Australia) и «Канберра» (Canberra).

Первые британские крейсера, построенные в соответствии с ограничениями, установленными Вашингтонской конференцией 1921—1922 годов (стандартное водоизмещение — 10 000 тонн, калибр орудий — не более 203 мм)[2]. Согласно принятым в то время в Королевском флоте оперативным воззрениям, такие крейсера предназначались в первую очередь для защиты морских коммуникаций и охоты на рейдеров, а не для действий в составе главных сил флота[2].

Работы над проектом начались в конце 1922 года, когда после гибели тяжёлого крейсера «Рэли» число современных тяжёлых крейсеров типа «Хокинс» сократилось до четырёх, а крейсеры меньших размеров не отвечали требованиям проведения операций в дальних морях[2]. В этой связи Британское адмиралтейство выдало задание на проектирование, имевшее следующие требования:

К 1 августа 1923 года были подготовлены 5 вариантов эскизного проекта, ни один из которых после рассмотрения не удовлетворял в полной мере предъявленным требованиям, прежде всего — по уровню защиты. 29 октября состоялся следующий этап конкурса, на котором рассмотрели 3 варианта[2].


Лучшим был назван вариант, предложенный главным строителем флота (англ. Director of Naval Construction) Юстасом Теннисоном д’Эйнкуортом[англ.], хотя и в этом варианте приемлемую защиту получили только погреба боезапаса (общий вес брони — 820 тонн). Для усиления бронирования пришлось уменьшить мощность энергетической установки со 100 000 л. с. до 75 000 л. с., что вело к снижению скорости до 31 узла. В дальнейшем за счёт изменения параметров корпуса и увеличения мощности на 5000 л. с. удалось довести скорость хода до 31,5 узла. Окончательный проект утвердили 13 декабря 1923 года[4][2].

Принятая в октябре 1923 года «Специальная программа нового кораблестроения» предусматривала постройку к 1929 году восьми 10 000-тонных крейсеров. В январе 1924 года к власти в Великобритании пришло первое лейбористское правительство Макдональда, после чего Адмиралтейству было предложено значительно сократить количество заказываемых кораблей[5]. Первый лорд Адмиралтейства сократил их число до четырёх[6], однако к февралю Кабинет министров добавил ещё одного[6], желая, по всей видимости, несколько улучшить положение с безработицей[6]. Постройка этих кораблей была включена в программу 1924 года[6]. Ещё два корабля заказала Австралия — эта пара строилась по программе 1925 года[6][7].