Т-10


ТШ-2-27 (для орудия), коллиматорный прицел К10-Т (для ДШКМ) (Т-10)
ТПС-1 и дублирующий ТУП (Т-10А и Т-10Б)

T-10 (индекс ГАБТУ на стадии разработки и испытаний — Объект 730, первоначальное наименование — ИС-5[6], в 1952—1953 гг. переименован в ИС-8[7], 28 ноября 1953 года принят на вооружение и был повторно переименован в Т-10[6]) — советский тяжёлый танк. Последний (десятый по счёту), наиболее совершенный советский серийный тяжёлый танк послевоенного поколения. Серийно производился в 1954—1966 годах. Состоял на вооружении Советской армии в течение 40 лет, последние Т-10 были сняты с вооружения уже ВС России только в 1993 году[8].

Несмотря на то, что в некоторых источниках танку Т-10 приписываются названия на финальных стадиях испытаний ИС-9 и ИС-10[9], эти обозначения ему на самом деле не присваивались. Обозначение Т-10 было дано исходя из того, что ИС-8 — десятый по счёту принятый на вооружение Советской Армии серийный тяжёлый танк[10]. Также, из названия танка было исключено «Иосиф Сталин» в связи со смертью Сталина и в 1953 году и проведением в дальнейшем десталинизации.

Танк разрабатывался в конструкторском бюро Челябинского тракторного завода в 1949—1952 годах для замены в войсках тяжёлых танков ИС-2, ИС-3 и ИС-4 по причине их недостаточных надёжности и манёвренности. На различных стадиях доводки опытных образцов «объекту 730» (внутризаводское обозначение) неофициально присваивались обозначения: ИС-5, ИС-8.

Концептуально проект ИС-5 являлся развитием проекта ИС-3 в направлении повышения надёжности и усиления бронезащиты и развитием проекта ИС-4 в направлении повышения надёжности, проходимости и манёвренности. Однако в условиях военного времени первоочередными были определены работы по ИС-4, ИС-6, и ИС-7, а разработка ИС-5 — приостановлена. После отклонения проектов ИС-6 и ИС-7 проект ИС-5 был переименован в ИС-8.

Первые проработки танка под наименованием ИС-5 были сделаны ещё в 1944 году. Работы выполнил Челябинский Опытный завод № 100 под руководством Жозефа Котина. Котин выдвинул несколько концепций нового танка, но практически ни одна из них не несла каких-либо новаторских идей. В металле танк реализован не был. Предпочтение было отдано другим моделям — ИС-6 и ИС-7. В конце 1948 года, когда Главным бронетанковым управлением было выдано техническое задание на новый перспективный тяжёлый танк, предназначенный для замены стоявших на вооружении ИС-2 и ИС-3, было решено вновь возвратиться к теме создания ИС-5. Опыт проектирования и эксплуатации ИС-4 и ИС-7 повлёк за собой ограничение боевой массы будущего танка 50 тоннами.