Т-100 (тяжёлый танк)


Т-100 (в ряде документов также Изделие 100 или просто 100) — опытный советский двухбашенный тяжёлый танк конца 1930-х годов. Один из последних советских танков многобашенной компоновки. Вместе с близким к нему по характеристикам экспериментальным двухбашенным тяжёлым танком СМК и опытным образцом тяжёлого танка КВ-1, Т-100 проходил фронтовые испытания в боях на «Линии Маннергейма» в ходе Финской войны. По итогам испытаний на вооружение танк принят не был и серийно не выпускался. База Т-100 использовалась для разработки ряда экспериментальных тяжёлых САУ, в частности СУ-100-Y.

В 1938 году двумя ленинградскими КБ были разработаны очень близкие друг к другу проекты нового тяжёлого танка с противоснарядным бронированием, предназначенного для замены Т-35. Кировский завод в лице СКБ-2 предложил машину СМК. Второй проект, получивший название Т-100, был разработан в КБ ленинградского завода Опытного машиностроения № 185 им С. М. Кирова под руководством С. А. Гинзбурга. Ведущим конструктором машины был Э. Ш. Полей. В целом Т-100 был однотипен танку СМК и отличался от последнего в основном типом подвески и вооружением. В течение 1938 года все согласования и рассмотрения в комиссиях и инстанциях проекты СМК и Т-100 проходили одновременно. Как и СМК, Т-100 первоначально проектировался трёхбашенным с установкой 76-мм пушки в главной башне и двух 45-мм танковых пушек образца 1934 года в двух малых башнях. Но при принятой толщине брони 60 мм масса машины не должна была превышать 55—57 тонн, поэтому число башен было уменьшено до двух. (Существует легенда, что решение о сокращении числа башен принял лично И. В. Сталин, который снял заднюю башню с представленного ему макета СМК и заявил: «Нечего превращать танк в броненосец!» Другой вариант — Сталин спросил, сняв с макета башню: «Сколько такая башня весит?» «Семь тонн», — ответили ему. «Так вот возьмите эти семь тонн и лучше укрепите броню!») В январе 1939 года чертежи Т-100 и СМК были переданы в производство. В соответствии с постановлением Комитета Обороны при СНК СССР, опытный образец Т-100 должен был быть изготовлен к 1 июня 1939 года, однако его изготовление затянулось на два месяца — опытный образец был полностью собран только 31 июля 1939 года и принят комиссией для проведения полигонных испытаний, объединённых с заводскими. Предполагалось, согласно программе АВТУ РККА, закончить испытания 3 января 1940 года, но в связи с началом советско-финской войны было решено дальнейшую проверку боевых и ходовых качеств провести в боевых условиях, заменив танковую пушку Л-10 на более совершенную Л-11. Танк был отправлен на фронт и принял первый бой 17 декабря 1939 года в районе финского укрепрайона Хоттинен.

По назначению, компоновочной схеме, общей конструкции и отличительным особенностям Т-100 был идентичен СМК и представлял собой двухбашенный танк классической компоновки с двухъярусным расположением вооружения и противоснарядным бронированием. Однако в деталях танк имел ряд существенных отличий от СМК.