Т-64Б


Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант танка Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого ракетного вооружения 9М112 «Кобра», для которого гладкоствольное орудие модифицировано (2А46-2) с добавлением возможности пуска ПТУР из канала ствола[1], новая система управления огнём 1А33-1 с прицелом-дальномером-прибором слежения 1Г42 со встроенным лазерным (квантовым) дальномером (впервые в СССР, с 7-летним опозданием относительно танка «Чифтен») с высокой точностью определения дальности до цели и системой определения поправки на боковое движение цели и с электронным баллистическим вычислителем с автоматическим вычислением поправок для стрельбы, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, увеличен динамический ход опорных катков. С 1984 по опытно-конструкторской работе «Отражение» на верхний лобовой лист наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм. Поздние версии танка оснащены комплексом управляемого вооружения (ПТУР) 9К112-1 «Кобра» и полностью переработанным 125-мм орудием — пусковой установкой 2А46М-1, стабилизированным в двух плоскостях.[2]

Т-64Б имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Силовая установка — двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный[3], пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой[4] дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой[5], поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности[6][неавторитетный источник][7].

Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). По надежности подвеска Т-64 уступает другим советским танкам - укороченные торсионы с большим углом закрутки в крайнем верхнем положении катка чаще выходят из строя. Опорные катки с внутренней амортизацией[9].


Т-64БВ в парке «Патриот»

Т-64БВ
Командирский танк Т-64БВК

Т-64БМ «Булат»

Т-64БМ «Булат» в День защитника Украины на Михайловской площади в Киеве. 14 октября 2015
Т-64БМ на учениях 1-й отбр. 1 июля 2016