Уверенность


Уве́ренность — состояние ума, в котором ум выражает согласие суждению без боязни ошибиться, состояние бытия без сомнения, свобода от сомнения. Отсутствие страха ошибиться — не всегда негативный фактор уверенности, так как отсутствие страха ошибиться заставляет человека действовать; сознательно понятные причины для твёрдого согласия являются положительным фактором.

Несмотря на многообразие подходов к феномену уверенности, выделяют два основных положения в понимании этой конструкции, сложившихся как в российской, так и в зарубежной психологии, и соответственно два ведущих направления исследований:

Уверенность можно тоже определить как психическое состояние, при котором он считает некоторые знания правдой. Уверенность является психологической характеристикой веры и убеждений. Уверенность может быть как результатом собственного опыта личности, так и результатом действия снаружи. Например, уверенность может появиться у человека помимо (а иногда и против) его воли и сознания под действием сознательного настраивания. Уверенность личность может вызвать в себе и путём самовнушения (например, аутогенной тренировки).

Частым случаем уверенности является уверенность в себе. Отсутствие уверенности в себе (неуверенность) составляет психологическую проблему. Психиатр Рональд Лэйнг описал «онтологически неуверенную личность» — тип личности, испытывающей дефицит «первичной онтологической уверенности».

В философии, а именно в теории познания уверенность (убеждение) рассматривается как один из существенных аспектов знания. Философия (по крайней мере исторически) ищет этого состояния. Эпистемология является наукой, изучающей знание, уверенность и правду. Современные взгляды на знание, как и в философии, так и в принципе не учитывают фактора уверенности.

Сократ, который часто считается первым философом, имел более высокий критерий для правды, чем другие учёные до него. Он очень серьёзно воспринимал проблему скепсиса, которую он принял в философии. Как следствие, он утверждал, что он ничего не знает. Сократ часто говорил, что его мудрость была ограничена до сознания своего собственного незнания.