Угон воздушного судна


Угон воздушного судна — незаконное завладение воздушным судном (чаще всего, самолётом) отдельным лицом или группой лиц. Может осуществляться в форме несанкционированных действий (превышения своей компетенции) со стороны лица пилотирующего воздушное судно на законных основаниях (несогласованное отклонение от утверждённого плана полёта, вылет без разрешения диспетчера), либо захвата посторонними лицами с применением насилия или угрозой его применения. Последняя разновидность (захват) классифицируется международным правом как «воздушное пиратство». Угон воздушного судна в большинстве юрисдикций является преступлением, а его квалификация зависит от обстоятельств угона.

Чаще всего угоняют самолёты, совсем редко - вертолёты. Случаи угона дирижаблей в истории не известны. Обычно при угоне лётчики управляют самолётом согласно приказам захватчиков, однако известны случаи, когда захваченный самолёт пилотировали сами захватчики. Известны также случаи угона самолёта пилотом, например, угон советского истребителя в 1976 году[1][2].

В отличие от угона наземного или водного транспорта, который чаще всего осуществляется с целью хищения самого транспортного средства или ценного груза, самолёты редко угоняют с целью их хищения, так как распорядиться похищенным самолётом, особенно крупным, довольно сложно. При прилете на аэродром похищенный самолёт тут же будет арестован, а его угонщики - задержаны. Посадка вне аэродрома для большинства самолётов приведет к их существенным повреждениям и непригодности для эксплуатации. Кроме того, в большинстве развитых стран самолёт, совершивший несанкционированный вылет будет взят под контроль средствами ПВО, принужден к посадке или сбит. Распродать на запчасти похищенный самолёт, даже после успешной посадки вне аэродрома, также практически невозможно, поскольку все узлы и агрегаты воздушных судов подлежат учёту. А вот вертолёты или воздушные суда авиации общего назначения (лёгкие самолёты, дельталёты) чаще как раз угоняют с целью хищения, правда, в основном это происходит в странах третьего мира, где работа авиационных властей и ПВО организована плохо. Похищенные воздушные суда чаще всего используются для совершения преступной деятельности: контрабанды, наркотраффика, незаконной миграции, криминальных разборок, диверсий, однако есть примеры хищения легких самолётов для использования в хозяйстве (такой случай был зарегистрирован и в России на территории Краснодарского края).[источник не указан 1005 дней]